Дарвинизм наоборот («Царство зверей»/“La rèigne animal“, реж. Тома Кейи, Франция-Бельгия, 128 мин.)
П.И.Филимонов
По сути, это то же кино про зомби-апокалипсис, только в профиль, отчего и
смотреть его интереснее обычного. Хотя посыл и мораль понятны примерно с
первого кадра. Ну ладно, я утрирую, не с первого, но примерно в тот самый
момент, когда вырисовывается сюжет, уже понимаешь, что хотел сказать автор. И
это, конечно, главный недостаток этого кино. И вот что перевешивает –
оригинальность истории или предсказуемость морали (да и вообще её наличие) – сказать крайне сложно.
Замут там такой, что человечество сталкивается с новой неизлечимой
пандемией. Анамнез состоит в том, что человек ни с чего начинает превращаться в
животное, мутировать. Кто в кого, непонятно, от чего это может зависеть, и как
определить. Например, мама главного героя, подростка Эмиля, мутировала во
что-то вроде медведя. Его друг Фикс стал птицей в человеческий рост. Встречаются
ящерицы, осьминоги, олени и даже гигантские насекомые. Сам Эмиль в какой-то
момент начинает превращаться в волка. Превращения эти не то, чтобы
стремительные, занимают какое-то время, и пока всё это длится, какое-то время
болезнь (если это можно так назвать, что, конечно, сомнительно) можно скрывать
и вести относительно привычный образ жизни. С той разницей, что существование
твоё переходит на качественно новый уровень – ты становишься быстрее, выше,
сильнее, слышишь за километры и ощущаешь запах, как тысяча собак. От чего,
понятное дело, прибавляется уверенности в собственных силах и – как следствие –
харизмы.
Проблема только в том, что на этом мутация не останавливается. С течением
времени новые люди утрачивают способность говорить, передвигаться на двух ногах,
их отлавливают и помещают в психиатрические лечебницы – а куда ещё – где,
естественно, прибегают к самым разным способам карательного воздействия – в основном,
в виде бесконечных транквилизаторов.
По прозрачным намёкам режиссёра, мы имеем дело не с деградацией до
звериного уровня, а, наоборот, с поднятием человека к новым высотам. Это,
действительно, новые люди, новый виток природы, как бы говорящей нам, что сорян,
чуваки, с человечеством чо-то как-то не очень получилось, попробуем теперь вот
так. И, конечно, их будут преследовать, как наше косное человечество всегда
преследует что-то новое и непонятное, что-то такое, что вытягивает его из зоны
комфорта и противоречит устоявшимся нормам.
В общем, это и возвращение к истокам, и выход на новый виток одновременно.
Кейи, конечно, не подписывает человечеству смертного приговора, но крайне
скептически относится к его перспективам в том, виде, в котором оно находится
сейчас. Что, прямо скажем, совсем не удивительно. Но он, с природным галльским
оптимизмом, в отличие от многих других авторов, даёт нам шанс – хоть в таком
виде. Вопрос у меня, собственно, возникает примерно один. Мы видим ситуацию,
когда мама стала медведицей, а сын её – волком. И легко можно представить
ситуацию, когда, допустим, муж станет панголином, а жена его, ну я не знаю,
медоедкой. И как им тогда поддерживать семью? Как преумножать поголовье? Этого
режиссёр как-то не продумал. В остальном фильм смотрится легко, история – как и
любые вариации зомби-апокалипсиса с любыми знаками – довольно динамична, плюс в
конце нет обычной для фильмов подобных жанров безысходности.
Я бы лошадью стал, пожалуй. Они красивые. Только выбирать нам, согласно Кейи,
не дано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий