Вечные истины («Дикий робот»/”The Wild Robot”, реж. Крис Сандерс, 102 мин.)
П.И.Филимонов
Этому мультфильму предрекают чуть ли не «Оскар» в номинации за лучший
анимационный фильм. С одной стороны, понятно, почему, с другой стороны,
хотелось бы разобраться.
Мультфильм довольно детский, про то, как робот-помощник со сложным
именем-аббревиатурой в результате непонятно чьей ошибки оказался в лесу, полном
разнообразных животных. Робот запрограммирован помогать всем, кто эту помощь
закажет, и во всём, о чём они его попросят. Поскольку животные его ни о чём не
просят, он (точнее, она, потому что робот идентифицирует себя в женском
гендере), начинает помогать по своему усмотрению. Сначала это приводит к
недопониманию, но со временем, конечно, роботесса и животные проходят вместе
через многие приключения, и становятся настоящими друзьями со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Особое место в лесной жизни роботессы, которая сокращает
своё имя до Роуз, занимают гусёнок-сирота, воспитанием которого она занялась
после того, как случайно разрушила его гнездо и убила его родителей, и лис,
изначальной целью которого было гусёнка сожрать, но потом они как-то все сдружились
и стало не до этого. Так что в конце, когда им с животными предстоит уже
решительная битва против остальных роботов, далеко не таких добрых и
эмпатичных, как Роуз, они выступают единым фронтом.
Всё понятно, ничего нового – но в добрых детских мультфильмах, наверное,
его и не нужно. Дружба, взаимная верность столь непохожих организмов
преодолевает межвидовые преграды и недопонимание – очень типичный сюжет.
И в общем, нет никаких претензий к этому мультфильму, доброй хорошо
прорисованной истории, со всеми полагающимися составляющими – нехитрым юмором,
ясно считывающейся моралью, разнообразными запоминающимися характерами.
Но вот про «Оскар» - ну я не знаю. Конечно, совсем рано об этом говорить,
но, если этот мультфильм действительно получит премию – ну как-то это будет
немножко, ну, разочарованием, что ли. Именно потому, что слишком уж он простой,
слишком уж он незамысловатый, слишком уж он детский. Я понимаю, что это лично
моя претензия, что, возможно, кинокритики и уж тем более киноакадемики уже
пресытились сложновыдуманными работами, и после Миядзаки им как раз хочется
простоты и понятности.
Впрочем, это всё, конечно, манипуляции и гадания на кофейной гуще. Будет
как будет. В любом случае, эффект «Дикий робот» оставляет очень положительно
терапевтический, плюс там набросано актуалочки на самые разные темы – от
климатического активизма до ненавязчивой пропаганды пацифизма в целом, так что
и взрослым людям с претензиями смотреть его будет не то чтобы неприятно. Да и
кому не хочется хотя бы на 100 минут снова погрузиться в детство и
посопереживать симпатичным героям в их борьбе против несимпатичного мира.
Особенно если быть изначально уверенным, что их борьба завершится, скорее,
успешно. Потому что так уж устроена анимация, если она традиционная западная, а
не как у этих непонятных японцев.