Успеть всё
П.И.Филимонов
То ли у меня раньше велосипеда не было, и я поэтому не замечал, то ли и
вправду в последнее время на экраны Эстонии выходит так много местных фильмов,
как никогда. Эстонский кинематограф вырвался из душивших его объятий
традиционной национальной сдержанности и пустился по все тяжкие. Бьёт со всех
сторон по всем мишеням. В том числе по пришедшим в запустение мишеням жанрового
кино. Тут тебе внезапно открылись и шлюзы детского детектива («Тайное общество
Супилинна») и, как бы это поточнее выразиться, комедия о половом вопросе в
разрезе кризиса среднего возраста («Встреча одноклассников»). Теперь добрались
и до тинэйдж-лав-стори. Я о фильме Ану Аун "Полярный мальчик".
Но, разумеется, не в классическом виде. Иначе это не было бы эстонским
фильмом. Европа же, не забывайте. Никакого голливудского мейнстрима. Даже в
очень жанровом кино про подростков всегда есть место арт-хаусу как в жизни –
подвигу. Так и здесь. Казалось бы, биполярное расстройство девушки Ханны вмиг
вызывает в памяти массу как-раз слезливых американских (да и европейских, и
русских, чего уж там) фильмов на эту тему, где один из пары подростков болен
какой-нибудь трудноизлечимой и хитровылюбленной болезнью, от которой должен
умереть минуте на восьмидесятой киноленты. Но не тут-то было. Так, да не совсем
так. Биполярное расстройство – штука путаная, несомненно, серьёзная, но никак
не смертельная. Не считая, конечно, отчаянной попытки суицида со стороны Ханны,
в тот неловкий момент, когда уже понятно, что никуда она с этого
Суур-Сыямяэского моста не прыгнет. По той или иной причине. Собственно говоря,
такие фильмы всегда исключительно биполярны (а? как вам?) по своей природе. Либо у парочки,
соединившейся вопреки разного рода препятствиям, всё будет хорошо, либо не
будет хорошо никогда. Либо сначала будет хорошо, а потом плохо-плохо. Либо
сначала будет плохо-плохо, а в конце хорошо-хорошо. Такая двоичная система. По большому
счёту, оно, конечно, и в жизни так, в кино только чуть более утрированно. Чуть
более зашкаливающие страсти, чуть более надуманные препятствия. Чуть более
красивые люди. Последнее в большей степени относится к исполнителю заглавной
роли Роланду Лаосу, чем к его девушке мечты, но, впрочем, о вкусах не спорят.
Итак, очень трудно добавить в традиционный тинэйдж-лав фильм что-то
принципиально новое, но режиссёру Ану Аун это непостижимым образом удаётся.
Пусть это очень маленькая деталь, но она во многом оживляет фильм, делая его
правдоподобнее многих схожих произведений киноиндустрии (не могу, извините,
сказать «искусства» в данном случае). Маттиас, герой Роланда Лаоса, для
которого очень важна, без всяких сомнений, его любовь к Ханне (Яаника Арум), тем не менее,
представляет собой чистейший продукт нашего времени. Не менее важна для него и
карьера профессионального фотографа, которая, при определённых условиях, ему
вполне себе светит. И к финишной прямой фильм предсказуемо выруливает на
ситуацию выбора между одним и другим. Казалось бы, можно ничего не потерять в
профессиональном смысле только в том случае, если Маттиас, раз уж мы говорим о
подростковом кино, «забьёт» на любовь. И наоборот. И вот тут Ану Аун делает
блестящий поворот, режиссёрский ход, пускай единственное, но тем более ценное,
за весь фильм проявление своей творческой индивидуальности. Маттиас успевает
обстряпать и то, и другое. Это требует от него некоей изворотливости и умения
мыслить на несколько ходов вперёд, но логика характера тоже не нарушается. Вполне
себе веришь, что мальчик, которому хватило ума симулировать душевную болезнь,
легко способен и на такую, нехитрую, но-таки требующую просчёта ходов
комбинацию. И волки тебе тут, и овцы. И
рыбка, и ёлка, и всё остальное. Все счастливы, все танцуют, все демонстрируют друг другу свою
любовь не только словами, но и поступками. Все мы будем счастливы когда-нибудь,
бог даст. И им он даст вот-вот уже, совсем скоро. Довольно умиротворяющий
фильм, надо признать. Всю жизнь пытаешься вертеться и балансировать между
личной жизнью, карьерой и социальными обязательствами, и вот тебе показывают людей, которым это
удаётся. Ты не шибко веришь в правдоподобие показываемого, но магия целлулоида
(какого там, уже давным-давно цифры) работает, и ты выходишь из кинозала с
новым желанием извиваться, как уж на сковородке, но успеть всё. Без ущерба для
составляющих.