Шестое чувство и система Станиславского («Львица»/“Emalõvi“, реж. Лийна Тришкина-Ванхатало, Эстония-Латвия-Германия, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Пишут, что фильм основан на реальной истории, которую я, видимо, пропустил.
Пишут, что какое-то время назад, что-то там в двухтысячных, в Таллинне
орудовали подростковые банды, которые делали какие-то страшные вещи,
подсаживали ни о чём не подозревающих школьников на наркотики, нападали даже на
их родителей и шантажировали всех всем, чем под руку попадётся. Банды Нью-Йорка,
слово пацана, всё, что хотите, местного разлива.
Фильм прослеживает судьбу одной такой семьи, попавшей в колёса истории, под
шестерёнки этих малолетних монстров. У вполне благополучной поначалу Хелены,
которая работает медсестрой на скорой помощи, есть муж и двое детей – младший Сандер
и старшая Стефи, с кем, собственно, и происходит беда. Она, что называется,
связалась с плохой компанией. И всё, продолжая наши штампы, покатилось, как
снежный ком. Если поначалу Стефи просто скучно со своими родителями, то дальше,
в целях зарабатывания дешёвого авторитета у своих новопоявившихся друзей, она
всё ниже спускается по наклонной дорожке порицаемых обществом наклонностей.
Хелена – женщина сильная, любящая и готовая защищать свою семью при любом
возможном раскладе событий. Что она, собственно, с какого-то момента фильма нам
и демонстрирует, вдруг превращаясь из токсичной орущей на дочку и читающей ей
вслух моральный кодекс строителя капитализма мамаши во всё понимающую
умудрённую жизнью львицу. Правда, метафора, кажется, всё-таки немного не
дотягивает, никаких насильственных действий по защите своего потомства Хелена
не предпринимает, она, скорее, прибегает к эскапистской тактике, тактике
шоковой терапии, быть может, так что «львица» - это, пожалуй, просто красивый
концепт в голове авторки фильма, который не очень проецируется наружу.
Зато наружу проецируются разные другие вещи, тоже не добавляющие, надо
сказать, фильму естественности. Потому что если уж подростки вовлечены в банду,
то они уж прямо совсем вовлечены в банду, вовлечённее не бывает. Они –
воплощение зла и неуважения к взрослым. При этом до физического насилия они
доходят только уже под конец фильма, когда строить более страшные рожи, видимо,
просто не представляется больше возможным.
Относительно детской порнографии я не знаю, взяла ли режиссёрка эту историю тоже из реальной жизни
или сама думала-думала и придумала самый страшный, на её взгляд, способ
шантажа.
Интересная история произошла и с развязкой этого фильма. Снова не знаю, но если
Лийна Тришкина-Ванхатало задумывала такой конец изначально, то вот она прям
молодец, потому что, несмотря на очевидные и слишком навязчивые ассоциации с
шьямалановским «Шестым чувством», ей таким образом удаётся превратить довольно
среднюю и не очень достоверную (вот, я это сказал) криминально-семейную драму в
произведение какого-то совершенно другого жанра, вывернуть наши ожидания и
достойно выбраться из той сложной ситуации, в которую она сама себя загнала.
Если же (как мне кажется в силу моей врождённой злонамеренности) такого
плана не было изначально, и он пришёл как-то по ходу не то написания сценария,
не то уже собственно съёмки, то это максимально интересный поворот, который можно
сравнить, ну вот не знаю, с кулинарным вывертом, когда повар готовил-готовил
стейк, а на выходе у него получился вовсе даже яблочный пирог. Как сказал один
достойный человек по совсем другому поводу, «неожиданно, приятно, спасибо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий