Возвращение блудного отца
(«Ага», реж. Милко Лазаров,
Болгария-Германия-Франция, 96 мин.)
В сущности, фильмы модного в последнее время жанра этнодрама снимать куда
как легко. Поехал куда поэкзотичнее, нанял (видимо, задёшево) местных актёров –
а даже и не обязательно актёров, потому что кто их там разберёт – и, в общем,
всё. Дело готово. Актёры говорят на местном языке, что уже потенциально делает
фильм непохожим и экзистенциально значимым. На сюжет особенно заморачиваться не
нужно, с сюжетом есть два равноудалённых варианта. Это может быть что-нибудь
классически западное, просто перенесённое на этно-почву и обретающее от того
новые смыслы (что-нибудь типа «Кармен» всегда работает). Либо типичные для
этно-драмы поиски своей идентичности, возвращение и припадание к корням. Всё
это дело по вкусу приправляется этномузычкой – и вуаля.
Только почему-то на выходе получаются очень разные вещи. Можно использовать
все вышеизложенные ингредиенты и получить вполне достойное произведение, как
вот недавний колумбийский фильм «Перелётные птицы». А можно быть как Милко
Лазаров.
При том, что снято очень красиво, но это вообще характерная особенность
всех этно-фильмов. Уж если профессионал своего дела, выезжая на экзотическую
натуру, не найдёт там красивых кадров природы, ему вообще сложно думать об
успешности в профессии.
Где-то далеко-далеко на красивом заснеженном севере живёт пара, уже
достаточно пожилые муж и жена, представители какого-то из народов Севера.
Какого конкретно, в фильме «Ага» (ударение, на всякий случай на первый слог,
это имя) не называется, но это правда совершенно для сути фильма неважно. Живут
такие в единении с природой, в поте лица добывают хлеб свой и всякое. И всё бы
хорошо, но есть у них две проблемы. Во-первых, когда-то, судя по всему,
достаточно давно, они поругались со своей дочерью Агой вплоть до того, что та
ушла из дома. Или как раз и поругались из-за того, что та патриархальному
укладу объединённых с природой родителей предпочла разрушающую душу (ну и тело,
до кучи) западную цивилизацию с её сомнительными ценностями. Страна, в которой
происходит действие «Аги», тоже не называется, это может быть и Аляска, и
Канада, и Россия, официального языка поработившей народы севера цивилизации в
фильме не звучит, то есть присутствует некий обобщающий момент. И ничего о
судьбе своей дочери родители не знают, а отец ещё и не хочет знать. Вторая проблема
– здоровье жены стремительно ухудшается, она предчувствует свою близкую смерть,
вся природа вокруг них тоже как бы намекает.
Дальше понятно. Перед смертью жена берёт у своего упрямого мужа обещание
всё-таки навестить отбившуюся от патриархальных устоев дочь, что он в конце
фильма и делает. Единственное, ему не приходится изнашивать сорок пар сапог и
стирать сорок сороков посохов, пока он её найдёт, с этим всё как-то достаточно
буднично и просто. Ну, и сразу финал. Все плачут, все чувствуют свою
принадлежность, семья превыше всего, зов предков и так далее. Музычка
подкачала, точнее, музыкальный редактор плохо постарался, заканчивается всё
какой-то современной классикой. Совсем на титрах уже звучит что-то традиционно
северное, но, как мне кажется, его надо было раньше пустить. Может, хоть как-то
бы вытащило фильм из той снежной пустыни штампов, в которую он изначально сам себя
загнал.
Я очень сочувствую тяжёлой (без иронии) судьбе народов Севера во всех
странах, где судьба их тяжела. Отзываться о подобном кино нелестно – это,
видимо, очень дурной тон. Но поделать с собой ничего нельзя – единственным
достоинством «Аги», пожалуй, являются картинки красивой северной природы, в
которые Милко Лазаров упаковал свою банальную историю о скрепах, идентитете и прощении.