(«Фабельманы»/”The Fabelmans”, реж. Стивен Спилберг, США, 151 мин.)
П.И.Филимонов
Это какая-то универсальная штука, какое-то золотое правило кинематографа –
снимать исповедельные мемуары про своё детство получается хорошо у всех, у всех без
исключения. Многими считается, что лучший фильм Тарковского – «Зеркало». Один
из лучших фильмов, например, Соррентино – «Рука бога». «Восемь с половиной»
Федерико Феллини не совсем про детство, чуть про постарше, но правило всё равно
подтверждается. «Фанни и Алексанлр», опять же. В общем, есть тьма и тьма
примеров тому. Мне кажется, если бы какой-нибудь Сарик Андреасян снял фильм про
своё детство, его бы даже можно было смотреть.
«Фабельманы» - фильм, подобных которому Спилберг ещё не снимал. Мы все
знаем, что в его фильмографии – масса прекрасных, и очень разных фильмов про
самые разные аспекты существования планеты, а иногда и не только планеты. От
гигантской акулы-убийцы, до узников нацистских концлагерей. От мачо-археолога с
кнутом, до милого инопланетянина на велосипеде. Но про себя Стивен Спилберг не
снимал ещё никогда. Иные режиссёры занимаются этим целую жизнь и всю карьеру,
Спилберг до сих пор прямо говорить о себе избегал.
Наверное, нужно прожить жизнь, приблизиться к 80 её годам и уже перестать
париться о том, что скажут критики, и снять что-то такое, в чём всегда хотелось покопаться самому. Да даже и зрительская любовь, как мне
кажется, перестаёт быть настолько уж важной. Хотя это обстоятельство не мешает
зрителям любить и этот фильм Спилберга, примерно так же, как они любили до
этого все остальные его фильмы. Буквально все. Спилберг относится к тем
режиссёрам, которых ничтожно малое в мире количество, к тем, которые просто не
снимают плохое кино. Оно всегда было у него зрительским и никогда фестивальным,
но это совершенно неважно, эти фильмы всегда было интересно смотреть. Единственный
его фильм, который не нравится мне лично – это «Первому игроку приготовиться»,
но это уже моя индивидуальная вкусовщина. В остальном провалов у него
практически не было.
И «Фабельманы» дают развёрнутый ответ на вопрос, почему. Потому что мальчик
с детства любил кино больше всего на свете. Едва ли не больше своей семьи, в
которой развиваются драматичные, но не сказать, чтобы какие-то экстраординарные
события. Больше, чем свою первую любовь – девочку из странной христианской
семьи, для которой Христос – это прежде всего секс-символ, и которая немножко
всё-таки разбиваеют юному Стивену (ну, то есть, Сэмми, но мы-то всё равно
понимаем, что Стивену) сердце. И что делает мальчик с разбитым сердцем по Спилбергу? Правильно, берёт в руки камеру. Потому что ничего другого у него больше нет. Потому что ничего другого ему больше уже и не надо.
С момента, как родители взяли его на его первый фильм (название которого в
памяти мастера задокументировано, ничто не забыто), Сэмми пропал. Так бывает, у
людей случаются самые разные виды любви, среди них, порой, попадается и любовь
к виду искусства. Так совпало, что почти одновременно на экраны вышло сразу два
фильма об этом – очень личные «Фабельманы» и делающий попытку выйти на
надличный и всеобщий какой-то уровень «Вавилон» Дэмьена Шазелла, о котором наш
рассказ впереди. Но одно можно сказать уже сейчас – если у Шазелла складывается
ощущение, что это – всё, что мы говорим о конце кинематографа, о смерти
Голливуда в его лучших проявлениях, то фильм Спилберга, как и большинство его
фильмов, окрашен в отчётливые оттенки оптимизма и веры в то, что всё ещё будет,
придёт одноглазый Дэвид Линч и молча исправит всё, и мальчик возьмёт в руки
камеру и не страшны станут ему никто из школьных «булли», и ничто из
подстерегающих его на этой долгой дороге обстоятельств.