Тед Лассо на минималках («Следующий гол – победный»/“Next Goal Wins“, реж. Тайка Вайтити, США, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Тайка Вайтити снял свою спортивную комедию (в обоих смыслах этого слова,
там есть и смешные моменты, но также и комедию в том смысле, что всё кончается
хорошо) на неизбежном фоне сериала «Тед Лассо», в течение трёх сезонов эксплуатировавшего
схожую тему. Тед Лассо в этом неравном поединке выигрывает нокаутом в первом
раунде секунде на семнадцатой примерно, но только потому, что к его персонажам
мы уже привыкли и только потому, что «Следующий гол – победный» кажется на фоне
прекрасных Судейкиса и компании немного вторичным.
А между тем, это почти документальная история. Всё почти так и было. Американский
футбольный тренер нидерландского происхождения Томан Ронген действительно в
течение года тренировал самую на тот момент низко стоящую в рейтинге ФИФА сборную
Американского Самоа. Они действительно до этого проиграли Австралии со счётом 0-31,
а под его руководством одержали свою первую победу в официальных матчах. На
воротах в том матче действительно стоял тот же чувак, что несколькими месяцами
ранее пропустил этот 31 гол. И за сборную Американского Самоа действительно
играл(а) трансгендерный футболист – там сложная история с местной культурой фаафафине
– только гола не забивал(а). Хотя, если бы забил(а), драматургически было бы
ещё красивее, что, видимо, и объясняет решение Вайтити перевернуть историю
именно так.
В целом, это классическая спортивная драма, где ни на что не способная
команда преображается под воздействием извне – в данном случае, при помощи Ронгена,
который, в свою очередь, преображается тоже – и история преображения Ронгена,
пожалуй, важнее и интереснее. Когда он приезжает на Американское Самоа, это
такой стандартный футбольный тренер из большой страны, мессианским (не от слова
Месси) образом пришедший вытягивать страну маленькую настолько высоко,
насколько сможет. Ронген – тренер не суперсильный, поэтому может не так высоко,
но что-то всё-таки получается. Он знает, как надо работать ему, и как надо
работать его футболистам, чтобы уйти с вечно последнего места на всех-всех-всех
турнирах.
Проблема в том, что ни сами футболисты, ни председатель местной футбольной
федерации не понимают методов Ронгена. Для Ронгена, как для представителя
первого мира, футбол – это больше, чем игра, это битва, это война, это жизнь.
Он понимает философию «пойдите в чужую штрафную площадку и умрите там» - и
только её. Местные же – они немножко в этом смысле (да и во многих других, что
уж там) – как дети, для них футбол – это игра и способ получения удовольствия. А члены
одной команды, так же, как и её тренер, сплачиваются и вырабатывают командный
дух только тогда, когда раскрываются друг перед другом в человеческом смысле (вот
эта часть безумно похожа на «Теда Лассо», невозможно отделаться от ощущения
дежавю). И только когда Ронген понимает, что слегка залез в чужой монастырь со
своим уставом, и принимает особенности монастыря и его неагрессивно, но отчётливо
выраженное желание жить и играть по своим правилам, только тогда всё и
получается.
В этом смысле, конечно, Вайтити ненавязчиво рекламирует своим зрителям
океанские понятия о жизни, об игре и об отношениях между людьми, заостряя их
комические для западного человека стороны и педалируя трогательные. И даже
местами очень по-доброму над ними потешается. В силу происхождения – имеет право.
Комментариев нет:
Отправить комментарий