Всё
обо всех матерях
(«Параллельные
матери», реж. Педро Альмодовар, Испания-Франция, 120 мин.)
Педро Альмодовар на
протяжении значительного времени небезуспешно боролся за почётное звание моего
любимого кинорежиссёра. Теперь, то ли в силу возраста (что, правда,
маловероятно, профессия режиссёра – одна из немногих даже среди творческих
профессий, где и в 90 можно быть вполне конкурентоспособным), то ли ещё не
пойми почему, я, к гигантскому сожалению, должен констатировать, что Альмодовар
сломался, и понадеяться, что, например, в следующем фильме мне принесут нового.
Приблизительно со времени
фильма «Всё о моей матери» Альмодовар, такое чувство, захотел исследовать все
возможные типы отношений между матерями и их детьми, при этом отцы его никогда
не интересовали. Предыдущий полнометражный фильм ещё не сломавшегося маэстро,
«Боль и слава», даёт некоторые инсайты относительно причин такого перекоса, но
углубляться в дебри психоанализа мы всё равно не будем.
В этом своём изучении и
прославлении женщины вообще и женщины-матери в частности (за что ему,
безусловно, всевозможные честь и слава безо всякой боли) Альмодовар доходит до
достаточно стандартной мелодрамы «Параллельные матери», которую чуть-чуть
вытягивают только ставшая его музой со времени «Возвращения», сама Испания как
я её представляю – Пенелопа Круз, исторический контекст да традиционная альмодоварская
кислотная цветовая гамма. Стиль узнаваем, но это какая-то, честное слово,
стрельба из пушки по воробьям.
Две матери-одиночки
Дженис и Ана одновременно рожают девочек. Дженис – достаточно успешный
фотограф, Ана – несовершеннолетняя жертва изнасилования. Дочерей их случайно в
роддоме перепутывают, и они начинают каждая растить чужого ребёнка. Потом дочь
Аны (на самом деле Дженис) умирает, и ребёнок у них остаётся один на двоих (о
чём они, конечно, узнают не сразу). И так далее. Все люди добрые и прекрасные,
в фильме нет ни одного однозначно отрицательного персонажа, какое-то время
кажется, что на роль равнодушной матери-ехидны выбрана мать Аны Тереза, но и к
ней режиссёр находит подходы, делающие её, ну, понятной зрителю, оправдываемой
и оправданной. Да, где-то на периферии сюжета абсолютным злом фигурируют
изнасиловавшие Ану одноклассники, но в кадре они появляются только в виде
фотографии.
Да, одержимость Дженис
эксгумацией останков своего прадедушки и вообще этот маленький исторический
завиток немного выносит «Параллельных матерей» всё-таки чуть на уровень выше из того
болота, в которое сам же великий мастер их изначально и попытался утрамбовать. Да,
финальный кадр фильма в который уже раз вызывает в памяти банальную фразу о
мастерстве, которое не пропьёшь. Да, визуально от картинки Альмодовара
по-прежнему можно получать удовольствие, близкое к чувственному, но, но, но…
Очень надеюсь, что
история это временная, что мама позовёт Педрито домой, на любимую игровую
площадку, где так много всего яркого и интересного, и где мы все поддержим
немножко ушедшего в назидательность автора и, взявшись за руки, все вместе
станцуем ему наш танец в лётчицкой униформе и споём о том, как мы все
возбуждены.
А потом усядемся на диван
и выпьем гаспаччо. И пусть со снотворным, оно, может, даже и лучше.