Долгие проводы – короткие встречи
(«Матиас и Максим», реж. Ксавье Долан, Канада, 119 мин.)
П.И. Филимонов
Новый фильм Долана – о любви. В чистом виде фильм о любви, такой, какая она
случается в наше странное время. Когда она не является всепоглощающим чувством,
без которого ты не можешь ни есть, ни пить. Когда она приходит как-то
исподволь, не слишком даже как-то и заметно, и просачивается сквозь
повседневность, сквозь стандартные хлопоты и суету. И ты не успеваешь
оглянуться, как уже все твои мысли вращаются вокруг её объекта, и все твои
поступки ты строишь исходя из интересов её, любви.
Матиас и Максим – друзья детства и одноклассники. Матиас – более-менее
успешный молодой человек, работающий, как часто бывает в подобных фильмах,
непонятно где и непонятно кем, назовём это абстрактным словом «бизнес». Он, по
всей видимости, неплохо зарабатывает, ведёт соответствующий для молодых людей
своего класса образ жизни, пытается получать удовольствие от встреч с друзьями,
общения со совей девушкой, многочисленными родственниками и коллегами по
работе.
У Максима всё не так гладко. Он работает барменом, заботится о, судя по
всему, душевнобольной матери и мечтает уехать в Австралию, чтобы начать там жизнь
заново. Собственно, не просто мечтает, он предпринял для этого конкретные шаги,
и у него уже выработан чёткий план отъезда и чуть менее чёткий – того, как
поначалу обустроиться на новом месте. Перед отъездом он тоже пытается
насладиться последними для себя моментами канадской жизни.
И вот Матиас и Максим оказываются на вечеринке у одного из их общих друзей,
младшая сестра которого снимает «концептуальное» короткометражное кино, для
которого ей не хватает двух актёров. По разным причинам Матиас и Максим
соглашаются принять участие в этой авантюре. Им никто не сказал, но всё их
участие в этом арт-проекте заключается в том, что они должны в кадре поцеловаться.
И вот этот поцелуй – которого нам, кстати говоря, не показывают, ломает их
жизни. Дальше начинается ранняя Кира Муратова, от которой никуда не деться
совсем. Герои совершают какие-то обыденные действия, собирают чемоданы,
ссорятся и мирятся с родственниками, встречают каких-то важных хлыщей из других
провинций Канады, готовят еду, снова тусуются на вечеринках с друзьями – но из-под
всего этого их неизбежно продалбывает ощущение, что жизни их изменились
бесповоротно, что всё уже не такое, как было, что эти обыденные действия не
слишком-то уже и спасают. Они как бы одновременно и не собираются быть вместе,
и в то же время делают всё, чтобы это собственное решение поколебать.
Фильм примечателен ещё и тем, что одного из главных героев, Максима, Долан
играет сам, придавая всей этой истории не то чтобы ещё большую правдоподобность,
но какую-то особенно трогательную эмоциональную окрашенность. Он явно знает, о
чём говорит, только объяснить не может. Ну, в смысле, рационально не может. А
эмоционально, через вот всю эту киро-муратовскую беготню – смотрите. И такая
тоже бывает любовь. Более того, может, в наше время только такая она и осталась.