Жить в моей голове
(«Отец», реж. Флориан Целлер, Великобритания-Франция, 97
мин.)
Многие вещи в жизни происходят дуплетом. То ты не встречаешь новых
интересных людей годами, а потом за одну неделю встречаешь сразу двоих. Родственники
умирают по двое с небольшим промежутком друг между другом. Читаемые книги как будто
вторят одна другой. Влюблённости приходят парами. Даже неожиданные денежные
поступления.
Последний фильм, который мы обсуждали в «Киноптикуме», был про деменцию.
Фильм «Отец» Флориана Целлера, по его же собственной пьесе, кстати говоря –
тоже про деменцию. Это взгляд на проблему с другой стороны, сквозь другую, как
модно говорить, оптику и другими художественными средствами, отчего, понятно,
результат получается на выходе другой. Героя Стэнли Туччи из «Суперновы» - жалко.
При наблюдении за героем блистательного, феноменального, невозможного Энтони
Хопкинса в «Отце» (критики напропалую вангуют ему за эту роль «Оскар», и я не
удивлюсь, если критики будут правы) чувство, которое охватывает, скорее, ближе
к ужасу. К чёрному беспросветному ужасу, такому, который может устроить
исключительно сама жизнь, и который круче любого фильма жанра «хоррор».
Нас как бы временно подселяют в голову к старику- персонажу Хопкинса,
который этой самой деменцией страдает. У него она не в начальной стадии, как у
персонажа Стэнли Туччи в «Супернове», а во вполне себе уже развитой форме. То,
что творится в этой голове, не поддаётся никакой фиксации, никакому устойчивому
существованию, никакому определению. Всё зыбко, всё течёт и перетекает одно в
другое, собственная родная дочь меняет лица, места проживания и мужей, как в
киномонтаже, привычные вещи, за которые цепляется угасающий ум в отчаянной
попытке хоть как-то зацепиться за ускользающую реальность, меняют места, формы
и суть существования. Смерти, правда, нет (и это хорошие новости), потому что
информация о гибели младшей дочери в мозгу не удерживается и в итоге она просто
куда-то вышла, просто почему-то не показывается отцу на глаза, но (на этом
хорошие новости заканчиваются) нет и жизни – потому что нет решительно,
решительно ничего, за что можно было бы ухватиться, и что не приняло бы в самый
решающий момент форму жены, шляпы, саксофона, чего угодно, лишь бы выскользнуть
из рук и запутать старика ещё больше.
Я не знаю (и не хочу узнавать), так ли оно всё на самом деле происходит при
деменции, как описывает Флориан Целлер – но выглядит убедительно и похоже. Персонаж
Хопкинса ни разу не выныривает к одному и тому же берегу, к одной и той же
реальности, всякий раз болезнь преподносит ему сюрпризы. Поневоле становится
понятой параноидальность таких стариков, становятся все обвинения, выдвигаемые
ими близким – в желании обокрасть, отравить или иным образом сжить со света.
Фильм «Отец» - лишнее подтверждение того, что самые страшные игры, которые только возможны с человеческой психикой, это те, в которые с нами играет наш собственный организм. И в то же время он заставляет поневоле задуматься о подлинных возможностях человеческого мозга. Ведь раз он может выделывать с нами такое, что даже многоумному Дэвиду Линчу не всегда под силу, то на что же он окажется способен, если его энергию каким-то образом прикрутить к мирным целям? И, кстати, случай Флориана Целлера тому лишний пример – если можно добиваться таких инсайтов, то человечеству ещё развиваться и развиваться.