Новая
этика и старые мехи
(«Худший
человек на свете», реж. Йоаким Триер, Норвегия-Дания-Швеция-Франция, 127 мин.)
Что представляют из себя стандартные фильмы про отношения и мечущуюся человеческую натуру? Стандартные фильмы про отношения и мечущуюся человеческую натуру представляют из себя истории о похождениях более-менее интеллектуально окрашенного мужика (как будто слесари или ассенизаторы не мечутся!), запутавшегося в своих отношениях с женщинами, призваниями, пытающегося то ли понять, как жить, то ли примириться с тем, что понять этого невозможно и совершающего в конце какой-нибудь этакий преподвыподверт, демонстрирующий внимательным зрителям всю тонкость его душевной организации. Типа как Янковский метнулся с тарзанки («Полёты во сне и наяву»), или, что ближе к обсуждаемому кино и исторически, и географически, как Мадс Миккельсен сиганул в воду («Ещё по одной»).
Фильм норвежского
режиссёра Йоакима Триера (дальний родственник, как нам сообщают источники, если
это важно) отличается от стандартных фильмов этого плана единственным
обстоятельством. Главная героиня – молодая женщина Юли. Дальше вы чуть-чуть
меняете взгляд на вещи – и идёте на этот фильм либо с яростными сторонниками,
либо с яростными противниками новой этики. И показываете либо одним, либо
другим, что терминология не отменяет фактологии. Ладно, неважно. Юли – очень современная
молодая женщина, с которой происходят обычные для такого рода историй вещи. Она
не может найти своё место в жизни, только за фильм она мечется от медицины до
психологии, фотографии и писательства. Она разрывается между двух мужчин –
интеллектуала и близкого ей по духу художника-комиксёра (предположим, что такое
слово есть) Акселя и менее затуманенного псевдопредставлениями работника кафе
Эйвинда.
«Худший человек в мире» -
фильм и смешной, и грустный. Он просто про жизнь, так что он в самой
неожиданной точке может любого из нас уколоть иголками узнавания. Он про всех,
кто прожил или сейчас проживает этот возраст. С теми, кому это ещё только
предстоит, сложнее: мне кажется, что сменятся ещё какие-то ракурсы, и у них всё
будет совсем по-другому.
Это фильм о женщине,
которая решает и меняет свою жизнь сама, причём история Юли рассказана режиссёром-мужчиной
без удивления, без восхищения и какого-либо пиетета, а как нечто само собой
разумеющееся. Думаю, что и нам, вслед за дальним родственником Йоакимом Триером
стоит уже наконец признаться себе в том, что, когда решения принимают женщины,
всё может получиться как минимум интереснее, а зачастую и осмысленнее, чем
когда нет.
И понятно, что Юли, чем
дальше двигается фильм, тем всё больше запутывается в этих своих параллельных
существованиях, но так не все же люди должны изначально понимать, чего они
хотят и куда движутся. Мне кажется, что большинство из них этого не понимает, а
те, кто говорят, что понимают, либо обманывают себя, либо примирились с рутиной,
либо, как некоторые, получают от неё удовольствие.
Наблюдать за
приключениями Юли, в которых нет ровным счётом ничего сверхъестественного, и
которые с лёгкостью могли бы быть приключениями какой-нибудь Маши, Зои,
Валентины или – почему нет – Лёшеньки – интересно и не то чтобы поучительно
(дальний родственник Триер ничему нас принципиально не учит, за что ему
отдельное спасибо) а вот как-то очень близко, задевает за живое. Потому что
местами мы все, независимо от пола и возраста, бываем одинаковыми мудаками. А потом
плачем и расхлёбываем. Кто как может.