Особенности национальной экранизации
(«Правда и справедливость», реж.
Танель Тоом, Эстония, 165 мин.)
П.И.Филимонов
Общеизвестно, что никто не умеет экранизировать романы Диккенса, например,
лучше, чем англичане. Как бы ни пытались представители разных других
кинематографических школ проникнуть в вопрос, такого погружения в английскую
реальность 19 века им всё равно не добиться ни за что и никогда. То же
утверждение, наверное, будет верно и относительно русской классики. Как бы хороша
ни была Кира Найтли, предположим, но на месте Вронского каждый бы (я думаю)
предпочёл Татьяну Самойлову. И горячее она, как хотите, и мечется убедительнее, и морфий – если бы это
показали – жрёт достовернее.
Видимо, это правило знает очень мало исключений. Потому что свежая
экранизация первой части самого главного эстонского романа «Правда и справедливость», безо
всякого сомнения, удалась. Местами видно, что, наверное, бюджет немного
экономили – несмотря даже на то, что одним из продюсеров фильма выступил сам
Армин Кару - , местами кажется, что пластический грим исполнители роли Андреса
Прийта Лоога слишком напоминает то ужасное, что вынужден был носить на своём прекрасном
личике Сергей Безруков в фильме про Высоцкого, но это, право, мелочи, на
которые не стоит обращать внимания. Главная национальная классика достойно
перенесена на киноэкран, и ничего другого тут говорить не приходится. Бережно и
близко к тексту. Без новаторских выкрутасов, которые нормально воспринимаются в
случае сто двадцать пятой постановки или экранизации одного и того же текста.
Канонически. И это правда хорошо.
Режиссёр Танель Тоом перенёс на экран пока что только первую часть пятитомной эпопеи, рассказывающую о жизни двух соперничающих хуторян в Варгамяэ, их семьях, молодости, зрелости и старости.
Возможно, теперь нас каждый год на протяжении ближайших пяти ждёт появление в
годовщину независимости очередной серии экранизации. Откровенно говоря, даже и
хотелось бы. Ну, хотя бы в силу той простой причины, что фильмы, скорее всего,
посмотрит значительно больше народу – в том числе и некоренной национальности –
чем прочитает книги. Когда-то, в 1975 году, Микк Микивер экранизировал вторую
часть эстонского пятикнижия, но это пока и всё. Так что, помимо всего прочего,
фильм Танеля Тоома, разумеется, ещё и выполняет просветительскую функцию.
Не будем распространяться о том, что это кино посмотреть нужно, чтобы лучше
понимать страну, в которой живём, загадочную эстонскую душу и так далее. Это
самоочевидные вещи. Фильм хорош и безотносительно всех сопутствующих
обстоятельств. Это такой крепкий продукт, держащий интерес зрителя почти с
первого до почти последнего кадра, как часто бывает с хорошими экранизациями
классики. Может быть, местами слишком похоже на сериал, потому что когда
исчерпывается один конфликт фильма, повисает короткая смысловая пауза, куда
непроизвольно хочется впихнуть титры – но тут же начинается как бы следующая
серия. Ну так и в этом тоже нет ничего плохого, считайте, что мы и посмотрели
сериал, просто ужатый и упиханный в два часа сорок пять минут экранного времени.
В общем, придраться не к чему совершенно. И очень правильно, как мне кажется,
ещё и то обстоятельство, что фильм – в отличие, например, от недавнего «Ноября»
- нисколько не претендует на какую-то отдельную от книги шедевральность. Он по-простому,
по-крестьянски, выступает ровно тем, чем и является - честной экранизацией классики. Объёмной и
неторопливой. Которая требует такого же подхода. И определённого настроения,
конечно. Но если всё сложится – а много, в общем-то, для этого не нужно – то удовольствие
вы получите.