Стенд-ап как лекарство
(«Королева комедии»/ “Comedy Queen”, реж. Санна Ленкен, Швеция, 93 мин.)
П.И.Филимонов
Скандинавские фильмы – они даже если оптимистичные и довольно
жизнеутверждающие, всё равно на пути к этим положительным эмоциям проходят
через смерть, боль и депрессию. Видимо, правда жизни такова, что беспричинно
радоваться не слишком получается.
Мама Саши, страдавшая клинической депрессией, не выдержала борьбы и
покончила с собой. Саша осталась вдвоём с папой, который теперь больше никогда
не смеётся. Иногда улыбается, но довольно натужно и сквозь слёзы, а плачет,
наоборот, достаточно регулярно. Сама Саша – тоже не образец веселья, понятное
дело. Тем не менее, тринадцатилетняя девочка решает, что станет стенд-ап
комикессой и рассмешит папу. Это становится целью её жизни на ближайшее время.
В её программе есть ещё несколько пунктов, все из которых тоже связаны со
смертью мамы, но они немного более выполнимы. С комедией же всё из рук вон
плохо. Она пытается шутить, но шутки её не вызывают никакого энтузиазма у
окружающих, и, честно говоря, звучат довольно кринжово даже для
тринадцатилетней девочки, хотя, в качестве зрителя, и пытаешься делать скидку
на возраст и обстоятельства.
«Королева комедии» - фильм про преодоление. Он заявлен как комедия, но это
комедия в классическом смысле слова, когда собственно смешного в фильме мало,
определение жанра всего лишь предполагает хороший конец. То есть, с самого
начала понятно, что своего она добьётся и папу рассмешит, но, видимо, авторы и
не предполагали утаить от нас этот твист. Злесь главное, не «что», а «как». И
пусть по дороге к этому финалу, довольно эмоциональному, надо сказать, несмотря
на всю его ожидаемость, может быть, даже поэтому-то и эмоциональному, Саша
умудряется делать неправильно примерно всё – ссорится со своей лучшей подругой,
попадает под обаяние сомнительного, но красивого мальчика, чуть было не
зачисляется в ряды так называемых «трудных подростков», этот фильм из числа
таких, где однозначно отрициальных персонажей нет, даже относительно
отрицательных персонажей и то нет, все люди хорошие, им трудно только найти
общий язык.
И, конечно, Саша на своей шкуре и на своей истории понимает главную суть
стенд-ап комедии – её эффект, в первую очередь, должен быть терапевтическим,
лучшие комики занимаются на сцене примерно тем же, чем занимаются пациенты на
приёме у психотерапевта, проговаривают свои личные травмы и шутят исключительно
на свой счёт.
Вряд ли всё изменится волшебным образом после того, как Саша добьётся всех
своих целей на тот промежуток времени, что покрывается фильмом. Скорее всего,
потом снова будет плохо, грустно, больно. Но всё равно что-то уже сдвинется с
мёртвой точки, они с папой уже стали лучше понимать друг друга, а значит, нет
никакой безнадёжности, от этой печки можно плясать.
Режиссёрка Санна Ленкен, как мне кажется, недаром выбрала рассказть эту
историю про девочку. Возможно, конечно, это всего лишь личный опыт, но,
возможно, за ним скрывается и более важная информация, которой и без того все
владели – девочки сильнее, прочнее и несгибаемее мальчиков. Во всяком случае, в
некоторых ситуациях.