Пятнадцать минут скорби
(«Жалость», реж. Бабис Макридис,
Греция, 97 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм греческого режиссёра Бабиса Макридиса «Жалость», как мне показалось,
о том же, о чём говорил Энди Уорхол, когда говорил о пятнадцати минутах славы,
выпадающих на долю всех и каждого в наше изменившееся время. Только в чуть
более причудливой конфигурации. Если смысл высказывания Уорхола, упрощая, можно
свести к тому, что век информационных технологий ознаменовался до какой-то
степени если не роланбартовской смертью автора (упрощая, молодец, да!), то, во
всяком случае, размыванием его образа до такой степени, что каждый из
многомиллиардного человечества в какой-то момент своей жизни станет автором-акционистом,
к которому, пусть на короткое означенное время, будет приковано внимание планеты всей – или какой-то её части – то Макридис, конечно, извращает эту
сентенцию.
По Макридису, человеку нужно внимание. И не ироническое внимание постоянно
подстёбывающих приятелей, не занудное ровное внимание семьи и коллег, а
искреннее, участливое внимание, направленное на него как личность страдающую в
этом полном страдания мире. И самый естественный и простой способ получить эти пятнадцать,
в общей сложности, минут внимания – это пережить смерть кого-то из близких. Ну
или умирание, попадание в кому, что для главного героя фильма до какого-то
момента приравнивается к смерти. Все будут тебе сочувствовать, все будут проявлять
участие и оказывать мелкие знаки внимания. Жалость к себе может достичь небывалых
высот, выплёскиваться в ежедневных – по графику – слезах, от которых,
несомненно, становится легче и появляется возможность прожить этот наступивший
день, как-то волоча на себе бремя своего горя. Человек, так близко соприкоснувшийся со
смертью, в глазах окружающих выглядит как человек, которого надо оберегать и ни в
коем случае не оставлять одного, к которому нужно проявлять сердечность и
участие.
И главный герой фильма (здесь уместно упомянуть играющую значительную роль
в повествовании его собаку Коки) привыкает к подобным проявлениям, у него вырабатывается
практически павловская потребность в сочувствии, участии и внимании окружающих.
Поэтому, когда его жена выходит из комы, и действительность съезжает в сторону обыденности,
его рефлексам наносится почти непереносимый удар. Он продолжает автоматически
искать сочувствия и участия, но уже не находит их, потому что его пятнадцать
минут закончились, и он вернулся в сонм обычных миллиардов обитателей планеты
Земля, которые друг друга не слишком колышут. Но раз попробовав чёрной икры (или,
в нашем случае, апельсинового пирога) очень трудно возвращаться к спинке минтая
(я не знаю, к творожным карманчикам, хотя это кто что больше любит).
Примерно с середины фильма развязка его становится предсказуемой ну или,
скажем, частично предсказуемой. Видимо дело ещё и в том, что подсаженный на проявления
участия организм требует всё больших и больших доз, и кажется ему, что
количество в данном случае есть верный путь перехода в качество.
Макридис шутит с тем, с чем, казалось бы, в приличных обществах шутить не
принято. Даже не со смертью как таковой – уж чёрных-то комедий понаснимали
видимо-невидимо – сколько со скорбью, с горем остающихся, с соболезнованиями
окружающих. Шутит офигенно смешно и тонко, хотя, конечно, и цинично.
Не могу отдельно не порадоваться за Коки, который выплыл, уж заспойлерю вам
этот момент. Почему-то в этом фильме особенно верно то утверждение, что
животных жальче, чем людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий