Откуда взялись броненосцы
(«Башня наоборот»/ „Tagurpidi torn“, реж. Яак Кильми, Эстония, 101 мин.)
П.И.Филимонов
Конечно, фильм Яака Кильми не имеет ничего общего с рассказом Киплинга, и
всё же - некая связь между ними есть. Если у Киплинга мы видим, как,
побуждаемые лучшими дружескими чувствами ёж и черепаха изворачиваются изо всех
сил в прямом и переносном смысле, чтобы запутать общего врага, вследствие чего
и получает своё происхождение новый вид животного, то в новом фильме Кильми мы
видим, откуда берёмся мы.
Мы, в данном случае – это взрослые, которые творят всё то безумие, которое
мы можем вот хоть сейчас наблюдать вокруг. И не только в смысле войны.
Ненависть, беспричинная жестокость, желание обидеть человека, а то и помучить
физически только за то, что он не такой, как ты. Всё это, пусть и заложено в
нас природой (вся история человечества, к сожалению, не даёт никакого повода
заподозрить обратное), могло же бы и не проявляться, могло же бы и уйти в режим
«стенд-бай», из которого не возвращаются.
Но нет. Ещё в детстве нашими любимыми играми бывают игры, построенные по
принципу «свой-чужой», и это работает как плохой голливудский фильм
десяти-двадцатилетней давности (потому что сейчас производители всё-таки как-то
спохватились и поменяли эту парадигму), либо как нынешняя российская пропаганда.
Свой – так он свой, даже если он, простите, использует гусей в половом смысле,
а чужой – он совсем чужой, чужой до степени дегуманизации, расчеловечивания –
оно и понятно для чего – чтобы легче было физически уничтожать, в случае чего.
Ситуация в «Башне наоборот» показана вроде бы довольно невероятная, но в
процессе фильма вполне допускаешь, что такое могло произойти. Группа детей в
провинциальном эстонском городке (он не называется, так что можно только гадать
о прототипах) играет в свои обыкновенные детские игры, пока не вступает в конфронтацию
с одиноким и пьющим сторожем, не пускающим их на территорию заброшенного
завода.
Понятно, что дети моментально из самых достоверных источников узнают, что
сторож – невероятный извращенец, разводил боевых голубей и планировал биологическое
оружие, убивающее всех финно-угров, и ненависть их разгорается самыми пышными
цветами. Поэтому когда сторож случайно падает в яму (ту самую «башню наоборот»,
из которой до этого, в играх, дети освобождали прекрасную Рапунцель), они не
спешат не то, что помогать ему выбраться, а даже сообщать об этом происшествии
кому бы то ни было.
В этом своём фильме, в отличие, например от предыдущего благостного «Рождества
в джунглях», Кильми к детям безжалостен и, конечно, более реалистичен. Никакие
они, если вы вдруг не знали, не цветы жизни, во всяком случае, с определённого
возраста. Да, наверное, многое зависит от семьи и воспитания. Да, наверное, в
силах взрослых придержать то естественно-звериное, или, не будем обижать
животных, естественно-человеческое, что начинает из них вылезать, ведь вот
главный герой фильма же в конечном итоге с этой задачей справляется. Так у него
и мама самая симпатичная из остальных родителей (не в смысле физической красоты),
и вообще, хоть и есть сложности в семье, люди все приличные, и в нужный момент
способные найти нужные слова.
Так что да, болезнь эту можно только лишь купировать, но окончательному
излечению, она, видимо, не поддаётся. Ну, в целом, мы это и раньше знали. Всегда
неприятно, когда тебя лишний раз тыкают носом. Но полезно.