понедельник, 14 августа 2017 г.

Девственницы-убийцы

Девственницы-убийцы
(«Роковое искушение», реж. София Коппола, США, 93 мин.)

П.И.Филимонов
Что-то замечаю я такую тенденцию, что многие маститые режиссёры в последнее время возвращаются к своим истокам, к началу, как-то, вольно или невольно, эксплуатируют находки, образы, настроения своих самых удачных фильмов. Недавно я посмотрел последний, вроде бы, по времени опус Сергея Соловьёва «Ке-ды». И всё как будто бы ничего, и молодёжное вроде бы кино о людях не совсем от мира сего, про красивую и необычную любовь и про странных, но милых фриков. Но главный герой как-то уж слишком напоминает Сергея Бугаева, главная героиня прекрасна, как Татьяна Друбич, и ходит в таких же длинных «рубашках бойфренда», да и сама Друбич появляется, пусть буквально на полминуты, в кадре. А львиная доля саундтрека написана Бастой, типа новым музыкальным гуру нового времени (понятного Соловьёву уровня, видимо). Совпадение? Не думаю.





Новый фильм Софии Копполы визуально тоже отсылает к её самому удачному и пронзительному, на мой взгляд, фильму. Нет, я тоже люблю «Трудности перевода», Билл Мюррей и всё вот это, но «Девственницы-самоубийцы» как-то цельнее, глубже, ну и плюс там есть эта песенка группы Air, которой нет в «Трудностях перевода», и которая тоже во многом делает фильм. В «Роковом искушении» мы видим 7 женщин, из которых как минимум четыре не постигли в силу возраста радостей плотской любви. Хотя дело не совсем в этом, но когда в закрытом пансионе для девочек-южанок времён Гражданской войны в США появляется раненый капрал армии северян (Колин Фаррелл), то спустя не очень долгое время скрытые желания всех семи женщин вырываются наружу. В том числе и самых младших из оставшихся в пансионате учениц. Неосознанно, но и их тянет к мужчине, и они надевают свои лучшие платья и затягиваются в самые узкие из своих корсетов. Не знаю, что сказать про героиню Эль Фаннинг, возможно, в ней уже сидит некоторая искушённость, или же она действует инстинктивно, но в этой битве она как-то незаметно обыгрывает гораздо более опытных и зрелых героинь Николь Кидман и Кирстен Данст. Кстати, из того, что видел я, это, пожалуй, первый фильм, где Эль Фаннинг выглядит не наивной дурочкой, которой её так нравится снимать, к примеру, Вуди Аллену, а вполне себе понимающей суть происходящего юной и прекрасной соблазнительницей.
София Коппола точно знает толк в женских мотивациях. Или так кажется мне, с моей мужской колокольни. Но женские образы, женское поведение и соперничество получаются у неё крайне убедительными. Как и достаточно предсказуемый исход всех этих противостояний. Собственно говоря, если бы перевернуть ситуацию с ног на голову, если бы семеро мужчин как-то оспаривали внимание одной-единственной дамы, да ещё и из враждебного лагеря, думаю, всё кончилось бы примерно так же. В качестве историко-лирического примера может послужить песня «Из-за острова на стрежень». При всей разнице эпох и сюжетов, она, по сути, об этом же.
Показательно то, что при всей предсказуемости сюжета, фильм всё равно смотрится на одном дыхании, Коппола умеет держать напряжение и работать с актёрами, хотя те четыре звезды, что снимаются в её новом кино, и сами с кем хочешь поработают. Отдельно интересно, каким именно образом заканчиваются дни счастья капрала Макберни в пансионе для девочек. А как ещё можно назвать период времени, когда за тебя готовы схватиться Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг? Я бы тоже отдал за это ногу. Ну нет, ногу нет, но пару пальцев на ноге точно. И право самому выбрать победительницу. Не скажу, кого я выбрал бы.

В общем, фильм однозначно стоит смотреть, несмотря на то, что для вдумчивого читателя я тут по полной программе заспойлерил всё содержание. Это тот фильм, где дело не в сюжете. А в том, как это подано, в запахах, звуках, выражениях лиц, внутреннем напряжении. Всём том, про что умеет снимать София Коппола.    


пятница, 11 августа 2017 г.

Благодарная эклектика

Благодарная эклектика
(«Призраки Исмаэля», реж. Арно Деплешен, Франция, 114 мин.)

П.И.Филимонов
Возможно, я сейчас разрушу всё представление читателей «Киноптикума» о всезнающих авторитетных кинокритиках, но о существовании режиссёра Арно Деплешена я до этого фильма не знал. Теперь узнал и, пожалуй, даже  у меня начинает вырабатываться желание посмотреть предыдущие опусы мастера. Не могу сказать, что фильм «Призраки Исмаэля» произвёл на меня впечатление шедевра или какого-то очень сильного открытия-откровения, но в целом, конечно, оставил позитивное послевкусие. Прежде всего потому, что «Призраки Исмаэля» - резкое и какое-то тотально-невнятное смешение жанров. Вроде бы внешняя канва сюжета – классическая мелодрама, метания героя Матьё Амальрика между героинями Марийон Котийяр и Шарлотты Генсбур – сама по себе проблема для любого мужчины скорее приятная, чем неразрешимая. С любовью до гроба, с расставаниями и новыми встречами, с соперничеством двух харизматичных женщин за одного харизматичного мужчину, всё то, чем нас, как правило, радуют латиноамериканские сериалы. Но – то ли в силу того, что главный герой фильма в исполнении Амальрика – режиссёр, и в задачу Деплешена вдруг да и входило показать его сложный внутренний мир и тонкую душевную организацию, то ли по причине того, что самому Деплешену было скучно плескаться в строгих водах мелодраматических ограничений, но к этой мелодраматической канве прицепляется ещё и комически-абсурдная составляющая.



Режиссёр в исполнении Амальрика снимает фильм о своём (несуществующем? – привет Даниилу Хармсу, хотя вряд ли Деплешен имел это в виду) брате Иване Дедале (а фамилия тестя героя Амальрика – Блум, так что привет Джойсу как раз в виду явно имелся, хотя и непонятно, с какой стати, фильм никак ни сюжетно, ни эстетически с Джойсом не связан), и это праздник какой-то. Его брат Иван Дедал – дипломат, впоследствии – тайный агент французской разведки, который знает какое-то невероятное количество языков, почему-то проходит дипломатическую службу в Таджикистане, курит траву и употребляет более жёсткие наркотики, ничуть не стесняясь своего руководства. Вся эта история с братом настолько выбивается из мелодраматического течения главной сюжетной составляющей фильма, что создаёт своеобразный джазовый даже какой-то контрапункт, от чего «Призраки Исмаэля» только выигрывают. А довершает разнузданный эклектицизм фильма феерически смешная история о том, как всё тот же герой Амальрика, впавший в кризис и депрессию по поводу своих бесконечных любовных переживаний, срывается и сбегает от съёмочной группы прямо посреди творческого процесса, и его продюсер Зви едет в родной город Исмаэля (и Деплешена, как подсказывает нам услужливая Википедия) Рубе с целью возвращения его к работе любыми путями. Не буду здесь спойлерить, на мой взгляд, это самый сладкий эпизод фильма вообще. И безотносительно, и своей полной неожиданностью с точки зрения всего предыдущего хода событий, в частности. Это даже немножко напомнило мэш-ап, как будто ты тихо-мирно и ни о чём не подозревая читаешь себе, допустим, ту же Джейн Остин, как вдруг внезапно в текст «Гордости и предубеждения» врываются не зомбаки, которых после Сета Грэма-Смита подсознательно теперь всегда ожидаешь, а какие-нибудь двадцать лучших страниц Ильфа и Петрова или даже какого-нибудь ещё более эксцентричного автора-юмориста.

И что это было в итоге, не до конца понятно. Учитывая Рубе, может быть, мы посмотрели автобиографическую зарисовку из жизни Деплешена? Может быть, примерно так всё на самом деле и происходит в его голове? В таком случае, да, нужно смотреть произведения, вылезшие из этой головы ещё и ещё. Или это всё получилось несознательно, и просто у режиссёра не получилось удержаться в рамках жанра? В таком случае, мы имеем дело с волшебной силой искусства в чистом виде. В любом из этих двух случаев, мы, зрители, остаёмся в выигрыше.