Детский роуд-муви из
ниоткуда в никуда
(«Гуд бай, Берлин!» реж.
Фатих Акин, Германия, 93 мин.)
П.И.Филимонов
Не устают радовать российские (видимо) переводчики иностранного кино. С чего
они решили, что будет хорошей идеей перевести название фильма, в оригинале
бесхитростно называвшегося «Чик» по кличке одного из главных героев, как «Гуд
бай, Берлин!», непонятно совсем. Просто совсем. Про Берлин в фильме речи не
идёт, если я правильно помню, город действия кино вообще не называется. Может
быть, конечно, продвинутые зрители, много путешествовавшие и могущие по нюансам
картинки влёт определять местность, и признают в показываемом на экранах городе
столицу Германии, не знаю. Мне представляется, что в болезненном сознании
переводчиков фильм как-то скоррелировал с песней хранителя марихуаны Егора
Бортника и друга его Александра Умана, и одновременно с фильмом Вольфганга
Беккера 2003 года, но это исключительно мои домыслы. Тем более, что ничто в
фильме «Гуд бай, Берлин!» не связывает его ни с одним из указанных
произведений.
«Гуд бай, Берлин!» - довольно милое и душевное тинэйджерское роуд-муви,
пронизанное мультикультурализмом, как и положено фильму Фатиха Акина, любовью
всех ко всем, и, как это ни странно, неким пиететом перед совдеповскими
реалиями.
Второй главный герой фильма, мальчик с непроизносимой не только для
немецкого, но и для русского рта фамилией Чичачов (по кличке «Чик») – эмигрант откуда-то
из постсоветского пространства. Толком мы так и не понимаем, откуда же его
родители переехали в Германию, сам Чик называет себя то валахом, то аж
цыганским евреем, упирая на то, что и такие тоже есть, ведь, к примеру,
существуют же евреи французские. Особую трогательность придаёт тот факт, что
играет Чика актёр монгольского происхождения Ананд Батбилег, то есть, в
национальном смысле, как, впрочем, и почти всегда у Акина, всё просто
максимально запутано. Зато с антуражем всё максимально прозрачно: Чик ходит в
типичном пост-советском спортивном костюме, с не менее типичной причёской и
гигантской цепурой «парня с раёна», пьёт водку прямо на уроках, что, впрочем не
мешает ему быть лучшим учеником класса, в частности, по математике, и, наконец,
актом максимального протеста против косности буржуазного общества угоняет «Ниву».
Впрочем, в центре повествования – фигура не Чика, а его немецкого друга
Майка, мальчика из глубоко неблагополучной семьи, с алкоголичкой-матерью и
склонным к семейному насилию зажиточным папашей, который открыто
сожительствует то ли с секретаршей, то ли с какой-то другой сотрудницей. В классе
Майк тоже, разумеется, является изгоем, в личной жизни, естественно, ничего не
ладится, и его знакомство с Чиком, развивающееся по типичным канонам вражды,
перерастающей в крепчайшую дружбу, становится для него выходом к новым
горизонтам, перезапуском и так далее.
Мальчики бесцельно катаются по Германии на угнанной (откуда она там вообще
взялась?) старой, еле-еле тянущей «Ниве», попадают в самого разного рода
приключения, знакомятся с разными новыми людьми, в том числе бездомной девушкой
Азой, в которую Майк тут же (безответно) влюбляется, позабыв-позабросив свою
школьную безответную же любовь, Татьяну. И, конечно, Майк переосмысливает свою
жизнь, взрослеет, мужает, меняется в поведении и оценках – всё, как положено в
настоящем большом роуд-муви.
Фильм, в общем, неплохой, местами смешной, но какой-то слишком уж каноничный
для такого рода фильмов. Хотя, может быть, если бы я увидел его в шестнадцать
лет, он произвёл бы на меня совсем другое впечатление. А так – что-то среднее
между мейнстримом и социальной драмой на один раз. Хотя Чичачов и правда
забавный.