Женское лицо войны
(«Девушки солнца», реж. Эва Хуссон, Франция, 115 мин.)
П.И.Филимонов
Если по большому счёту, фильм французского режиссёра Эвы Хуссон «Девушки
солнца» особенной художественной ценности не имеет, никакого нового
режиссёрского высказывания не несёт и кинематографическим откровением не
является. Это тот самый случай, когда любим мы его не за это. «Девушки солнца»
- по существу, снятый художественными методами документальный фильм. О войне
даже трудно сказать кого против кого. Там, в Курдистане, в наши дни. О женском
батальоне, составленном из бывших пленниц ИГИЛ (как разумно, что в нашей стране
эту аббревиатуру не надо сопровождать постоянными скобками).
Эти женщины, во всяком случае, большинство из них, потеряли семьи, их мужья
убиты, их дети или тоже убиты, или угнаны в плен ИГИЛ (где из них пытаются
воспитать безжалостных и бездумных воинов уже с самого малолетства). Сами они
прошли через ужас. Их насиловали, избивали и снова насиловали. Потом теряли
интерес, перепродавали новым хозяевам, где снова насиловали и избивали.
Некоторые из них не выдерживали и кончали с собой. Другие правдами и неправдами
умудрялись вырваться из плена и бежать с территории, контролируемой ИГИЛ (из
фильма не слишком ясно, в какую конкретно страну бегут курдские женщины,
учитывая, что, например, в Турции с отношением к ним тоже не всё гладко, я
прямо теряюсь в догадках, впрочем, не так уж это и важно).
И потом некоторые из этих бежавших – по разным причинам – возвращаются на
территорию военных действий, но уже с целью вести войну. Помимо того, что они
просто хотят отомстить за все свои потери и унижения, помимо последнего
прибежища людей, у которых, кроме этого, очень мало осталось стимулов жить,
есть ещё один нюанс, о котором я до этого фильма не знал. Дело в том, что если
мусульманского воина в бою убьёт женщина, то в рай с блэкджеком и гуриями он,
как выясняется, не попадёт. И это делает существование этого самого
подразделения «Дочери солнца» очень и очень оправданным с точки зрения
идеологии мести.
Фильм рассказывает историю жизни командира этого подразделения,
образованной женщины-адвоката Бахар, нехитрую историю о том, как оно всё может
повернуться с ног на голову за очень маленькое время.
И, как мне кажется, задачу он выполняет. Человечеству нужно напоминать, что
оно, наверное, ещё ни дня не существовало без войн, кто-нибудь где-нибудь с
кем-нибудь всегда зачем-то воюет. Каждую данную секунду люди где-то на Земле
убивают людей, люди мучают людей и совершают над ними действия, из-за которых
порой бывает достаточно сложно продолжать их так называть.
Красивые лица курдских женщин, готовых убивать или быть убитыми, лишний раз
напоминают достаточно благополучному западному зрителю, что на планете
происходит много разного и, в общем, если есть возможность сделать так, чтобы
эти женщины прекратили заниматься несвойственным им (да и мужчинам тоже, чего
уж там) делом, надо бы попытаться такую возможность как-то использовать. Это
агитка, да, но такая агитка, к которой невозможно придраться. Акценты расставлены
однозначно и, наверное, в данном случае по-другому нельзя.
Потому что пусть на данный момент ИГИЛ (насколько можно судить по
отсутствию новостей, которое в этом случае выступает как безусловно хорошая
новость) вроде как уничтожено, пройдёт небольшое количество лет, и что-то
подобное появится снова.