П.И.Филимонов
В разнообразных энциклопедиях, посвящённых кино и киноактёрам, приводятся
разнообразные рекордные показатели. В числе прочих рекордных показателей
неизменно фигурирует и количество ролей, сыгранных одним актёром в одном
фильме. Логично было бы предположить, что в числе наиболее часто упоминаемых
предполагаемых победителей в этой номинации можно встретить Эдди Мёрфи с его
многочисленными натти профессорами и Норбитами. Но нет, оказывается,
рекордсменом на все века и времена, чей рекорд пока ещё не превзойдён, является
некий Рольф Лесли, который в британском фильме 1913 года «Шестьдесят лет
королевы» умудрился сыграть аж двадцать семь разных ролей. Не знаю, этого фильма
мы, разумеется, не видели, и, наверное, посмотреть его можно было бы только как
исторический курьёз, но достижение Рольфа, без сомнений, заслуживает уважительного
к себе отношения. Тем приятнее, что в наше время, буквально на наших с вами
глазах, находятся актёры, пытающиеся это достижение повторить, а то глядишь и
превзойти.
В новом фильме М. Найта Шьямалана «Сплит» Джеймс Макэвой, по сути, играет
двадцать четыре роли. Хорошо, я немного преувеличиваю, нам не показывают все
личности, уживающиеся в голове главного героя, мы так или иначе можем наблюдать
что-то около десятка из них. И тем не менее. Макэвой делает это без смены грима
и почти без спецэффектов (за это «почти» поставим, кстати, Шьямалану маленький минус,
Голливуд взял-таки своё). То есть, всё, видимо, происходит именно так, как оно
происходит и в жизни. С людьми, страдающими диссоциативным расстройством
личности. Самым известным представителем которых является уже теперь
прославленный Билли Миллиган. Надеюсь, что это заключение так и останется
умозрительным, поскольку в жизни встречаться с таким человеком совсем бы не хотелось.
Просто вот вообще. На самом деле при просмотре фильма «Сплит» совсем не
покидает ощущение, что Шьямалан просто прочитал книжку про Билли Миллигана, написанную
популяризатором психопатологий Дэниэлом Кизом, и не просто тупо перенёс её на
экран, а сделал один логичный шаг.
В
реальной истории Билли Миллигана фигурируют несколько ограблений и
изнасилований, но такого дикого ужаса, который нам рисует в «Сплите» Шьямалан,
всё-таки не было. Но ведь могло, теоретически, быть? Запросто. И именно этот
шаг и сделал М. Найт, доведя историю Кевина Уэнделла Крамба до логического
апофеоза. Общаться и даже наблюдать за людьми с непредставимыми
психиатрическими диагнозами чловеку неподготовленному всегда страшно, и
Шьямалан этим замечательно пользуется. Он нагнетает до предела, и, кто бы что
ни говорил, на мой взгляд, этот предел в «Сплите» оправдан. Потому что
неоднократно уже твердилось озабоченному человечеству, что самое страшное в
этом и сопутствующих мирах – это не корчи грешников в аду, не задумчивые
сверхъестественные силы с длинными сальными падающими на лицо волосами, а сами
люди. Люди, которых мы не можем понять, люди, которые пугают нас своей
непохожестью. Страшнее этого не может быть ничего. Самые страшные фильмы –
реалистичные фильмы про маньяков. Самые страшные люди – люди с расщеплённым
сознанием. Шьямалан объединяет эти два компонента, подобно авторам нашумевшей
песенки про pineapple apple pen – и вуаля. Получилось, на мой взгляд, очень хорошо. Да, это Голливуд, да,
есть определённые законы, которые режиссёру приходится соблюдать как для
удержания зрителя у экрана, так, наверняка, и для отсутствия претензий со
стороны продюсеров. Но можно ли поставить зрелищность в вину фильму, который
ради зрелищности, по большому счёту, и затевался? Ради той крипотной
зрелищности, которую некоторые годами ждут от мейнстримного кинематографа, да
так и не дожидаются. Мне кажется, отвеет очевиден и лежит на поверхности.
Начало года продолжает радовать нас киноновинками. Или вдруг сработала
диалектика, количество насмотренного материала перешло в качество, и я перестал
делать ошибки в выборе? От «Сплита» почти невозможно оторваться. Это очень
хорошее зрелищное кино. С подходящим концом, с неожиданным авто-оммажем, с
потрясающим по силе актёрской игры Макэвоем.
После сомнительных промежуточных экспериментов и разного рода продюсерских
ошибок М. Найт Шьямалан вернулся к нам. Во всей мощи своего умения – умения пугать
необъяснимым. Не слишком, на этот раз, выходя за рамки реализма. От чего, как
вы сами понимаете, ещё страшнее.