Ксенофобия, Херлуф Бидструп и пекарское дело
(«МРТ»/“R.M.N.“,
реж. Кристиан Мунджиу,
Румыния-Франция-Бельгия-Швеция, 126 мин.)
П.И.Филимонов
Новый фильм Кристиана Мунджиу («Хор пожарных», «4 месяца, 3 недели и 2 дня»,
«Выпускной») говорит о явлении, прочно вошедшем в нашу жизнь с размыванием
глобальных границ, с проникновением на до этого этнически чистые (условно)
территории людей других рас, культур и вероисповеданий – о ксенофобии.
Маттиас – румынский гастарбайтер в Германии – в самом дебюте фильма выходит
из себя, когда один из коллег называет его «цыганом». Как выясняется позже, это
в его краях является страшным оскорблением, потому что всё плохое, что происходит
в округе, местные жители сваливают на цыган. Они воруют, без спроса захватывают
чужие дома, насилуют гусей и ходят по лесу в медвежьих шкурах. Маттиас вступает
с коллегой в физический конфликт, и, опасаясь последствий, бежит домой.
А дома ужас и кошмар. Местное посёлкообразующее предприятие – пекарня – из-за
острой нехватки рабочих рук берёт на работу двух, а затем ещё одного иммигранта,
вовсе уж из экзотической для местных страны – из Шри-Ланки, что для ксенофобски
настроенной общины оказывается куда как хуже, чем изгнанные цыгане. Своеобразия
ситуации добавляет то обстоятельство, что эта часть Румынии – регион, где
преобладают этнические венгры, этакая румынская Ида-Вирумаа. И вроде бы эти
самые венгры должны бы, чисто теоретически, чувствовать солидарность с
приехавшими издалека новыми румынскими ланкийцами, но куда там.
В деревне начинается целое протестное движение, направленное на изгнание
несчастных ланкийцев из этого населённого пункта. Причины – всё те же, «они трогают
руками наш хлеб», «они отнимают наши рабочие места» (особенно интересная штука,
потому что до того, как взять на работу иммигрантов, пекарня вывешивала
объявление о найме среди местного населения, но местное население, как это за
ним водится, решило, что лучше будет жить на пособие по безработице, чем пойдёт
работать за «такие гроши»), насилие над гусями.
У когда-то жутко известного в СССР датского коммуниста и карикатуриста Херлуфа
Бидструпа был такой маленький стрип, где на первой картинке начальник орал на
подчинённого, на второй этот подчинённый приходил домой и орал уже жену, и так
далее, вплоть до маленького мальчика, который на предпоследней картинке пинал
совсем уж безответную собачку. Правда, на последней эта собачка кусала за
широкую задницу начальника с первой картинки, замыкая тем самым крис-кельмиевский круг и внося нотку
юмора в умело выполненные рисунки коммуниста.
Мунджиу круга не замыкает. Мунджиу – вообще довольно безэмоциональный
парень, он наблюдает и фиксирует. Фиксирует лицемерие и двойные стандарты своих
сограждан, фиксирует размывание ценностей и сползание с людей тех
гуманистических налётов, которыми они стараются прикрываться при первом
знакомстве. Всё, что мы и так знаем. От чего хуже ни фильм, ни констатация
Мунджиу не становятся. Нет ничего особенно прекрасного в этом биологическом
виде, но если будет найдено хотя бы пятьдесят праведников – или сколько там
торговал Лот у господа – то, может, и устоит Содом.