вторник, 29 марта 2016 г.

Вторник начинается в четверг.
Или наоборот.
Вторничные споры смешались с четверговыми саундтреками, в редакции "Киноптикума" творческий беспорядок, если не сказать - бардак. Потому что мы снова поспорили. Вернее, дело было так.
Мы, если признаться, тратим совершенно чудовищное количество времени на просмотр сериалов и прочей ерунды вместо того, чтобы обращаться к вечному авторскому кино, которое, как любят говорить рецензенты, "заставляет задуматься". Только сериалы - это же личное, это настоящие guilty pleasures, о которых не принято даже думать вслух в приличном обществе. И тут Ксения имела неосторожность сказать, что она нет-нет и пересматривает ранние сезоны "Губки Боба", ждет новые серии "Грэвити фоллс", а "Лемони Сникетт и 33 несчастья" - это настольный фильм, смотренный уже раз двадцать, не меньше. И ей искренне жаль, что это не сериал. О, каким бы это могло стать сериалом!
Фильм с такими финальными титрами, по ее глубокому убеждению, это уже произведение искусства.


Сказала, и приготовилась получать от Филимонова по своим аккуратным, миленьким таким ушкам.

А он-то чудной какой! Отодвинулся!
Говорит, что не понимает и никогда не поймет феномен "квадратных штанов" и, в общем, старается держаться подальше от убежденных губкобобочников. Но то ли дело "говносериалы", на которые ему не жаль тратить драгоценное время. Вы только подумайте: "Оттепель", "Палач", "Паук". Он вот этот вот смотрит! Реально! Тут недалеко пасть до таких произведений как "Профиль убийцы 2" или "Мент в законе 9". Нет?


Ой-ой! Как спасти человечество в лице писателя Филимонова? Снимок носит иллюстративный и очень тревожный характер. (прим. - Ксения Р.-Д.)


Но потом Ксения оценила масштабы бедствия. Вирус сериалопоклонничества давно поразил и ее. И не только хороших, хотя только недавно ночей не спала и смотрела "Мост", который "Broen", но ведь и дурноту она тоже смотрит. То же "Сверхъестественное", которое уже много лет как утратило свое свежее дыхание, просто по инерции. И ведь времени на это совсем почему-то не жалко. Интересно, почему?
Вам тоже немножечко стыдно за свои сериалы?

И, кстати, вы знаете, что за лучшие интро к сериалам выдается премия "Эмми"? Еще аж с 1975 года!


Вот альтернативная тройка лидеров среди интро от Ксении для "Эмми".


1. Настоящая кровь, HBO


2. Клан Сопрано, НВО




3. Настоящий детектив, кто бы сомневался, что НВО. Но все-таки второй сезон, а не первый:)
                          






































вторник, 22 марта 2016 г.

Конкурс "Киноматематика"

В этот вторник в редакции "Киноптикума" вновь царит тишь да гладь, да божья благодать, никто не ругается, не доносится треска рвущейся киноленты и грохота вырываемых из ряда киностульев. Киноптикумчане тихо радуются. Нас уже 300, как спартанцев! По этому поводу мы имеем сообщить два известия:

Во-первых, трёхсотый зарегистрировавшийся подписчик, Jekaterina Erlich, получает два бесплатных билета в кино под ваши бурные аплодисменты и крики одобрения. За инструкциями обращаться к Ксении в личные сообщения. Во-вторых, ещё два билета получит тот или та из вас, кто первым, максимально точно ответит на нижеследующие десять вопросов по истории кино. Тема вопросов: фильмы, в названии которых есть цифры. Зачёт будет достаточно жёсткий, имеют значение и скорость и точность ответов. Ответы присылать в личные сообщения Pi Filimonoff-у.

1. Песни к этому фильму записывались в исполнении, в частности, Валерия Ободзинского, Вадима Мулермана, даже Валентины Толкуновой и Муслима Магомаева. В окончательную же версию вошли те же самые песни в исполнении совсем другого певца. Назовите и фильм, и певца.

2. В этом фильме Джулия Робертс играет героиню, изображающую Джулию Робертс.

3. Видеоряд дорогого сердцу Киноптикума видеоклипа группы R.E.M. на песню Everybody Hurts основан на первых кадрах этого знаменитого фильма.

4. Кадр из какого фильма, тесно связанного с фильмом из предыдущего вопроса, вы видите?

5. Цифра в названии этого фильма вовсе не обозначает трагический год в истории России, как можно было бы подумать на первый взгляд. Хотя смысл этой цифры ничуть не менее трагичен, она некоторым образом отображает статистику смертей.

6. И в названии этого классического фильма цифра тоже обманчива. Никакой связи с лестницей, так называется шпионская организация, собирающая информацию для неназванной страны.

7. Название этого фильма, обладателя Золотой Ветви Канн - срок беременности, на котором главная героиня пытается сделать нелегальный аборт.

8. В основу сюжета этой популярной некогда киносказки производства ГДР и ЧССР была положена классическая сказка  в переложении Божены Немцовой, отличающаяся от канонической версии тем, что в фильме героиня обретает своё счастье не с участием феи-крёстной, а при помощи волшебного орешника.

9. Первое слово в этом знаменитейшем голливудском фильме звучит лишь на 26 минуте. И всё же все мы много раз видели, а ещё больше - слышали то, что происходит на его первых минутах.

10. Этот фильм с цифрами в названии, стоящий  в ближайшем репертуаре одного из таллиннских кинотеатров, является важным для Киноптикума в том смысле, что  цифра в его названии - наша цель по количеству фолловеров. Назвать нужно и фильм и человека, сыгравшего в нём одну из главных ролей, о котором Киноптикум недавно уже писал.


Удачи!   

суббота, 19 марта 2016 г.

Шуфлядка, девочки, рок-н-ролл и труп в бассейне

Шуфлядка, девочки, рок-н-ролл и труп в бассейне
П.И.Филимонов
Когда мне говорили о том, что в мире появился очередной актёр, способный безо всякого особенного напряжения собирать полные дам кинозалы, независимо от фильма, я относился к этому скептически. Да, я видал забитый под завязку зал Плазы, где транслировалась театральная постановка «Кориолана» с Хиддлстоуном, и слышал, как девочки визжали от эстетического наслаждения, не слишком вдаваясь в перипетии Шекспира. Но это Хиддлстоун, голливудская раскрутка и всяческие блокбастеры. Тут же какой-то бельгиец, фамилию которого я запомнил только вот сейчас, при написании этой рецензии. Я, видимо, живу в каком-то другом мире, или девочки существуют в параллельной реальности. Я никогда не пойму принципов формирования секс-символов в современном мире. Мне не слишком нравится Маттиас Шонартс. Если бы я был женщиной, я бы ему не дал. Извините за прямоту, это единственный критерий, которым я умею оперировать в данном смысле. И тем не менее, кинозал на премьере нового фильма с ним, под названием «Большой всплеск», в постановке итальянского режиссёра Луки Гуаданьино, был заполнен примерно на две трети. Из них процентов девяносто составляли девочки, женщины, дамочки, от школьниц-подростков и до уважаемых матерей семейства. Которые пришли на этот фильм по большей части с подругами, чтобы не нервировать мужей и прочих спутников жизни.

Фильм достаточно сложный, психологический, построенный на неустойчивом любовном многораннике, где каждый любит каждого, и одновременно никто не любит никого. Где гротескный рубаха-парень Рейф Файнс пытается вернуть любовь всей своей жизни – великолепную Тильду Свинтон, потерявшую голос рок-звезду на покое. Собственно, Шонартс играет нового спутника жизни рок-звезды, которому, как мы узнаём из флэшбеков, её менеджер (Файнс) в своё время фактически сам подарил надоевшую ему диву. Подарил, а потом пожалел. Но подарки, как известно ещё с детсадовских времён, не отдарки. Теперь рок-звезда и её новый бойфренд прячутся от мира на маленьком итальянском островке, куда, как чёрт из табакерки, вдруг заявляется вечно молодой-вечно пьяный Файнс со своей молоденькой, внезапно обретённой дочерью. И вот они там проводят время вчетвером. Играют в гляделки, в другие психологические игры, меряются различными органами, ударяются во внезапную вспышку секса-наркотиков-рок-н-ролла, только не совсем настоящую. Вместо наркотиков у них бухло, рок-н-ролл, по сути, весь воплощён в одной песне с одного из альбомов «Роллинг Стоунс», где герой Файнса придумал перкуссионный саунд, чем и гордится теперь по гроб жизни (в прямом, как показывают события, смысле слова) как своим вкладом в историю музыки. С сексом тоже не всё гладко.

«Большой всплеск» неуловимо напоминает сразу много похожих фильмов, начиная (по понятным причинам) с классического «Бассейна» Жака Дерэ. Герметичная обстановка, летающие от психологического напряжения искры, недоговорённости, все врут, и, рано или поздно, всё это выплёскивается наружу, прорывается смертельным гнойником, какофонически заканчивается невнятной кодой, переворачивающей жизнь с ног на голову. Точнее, вроде бы как пытающейся перевернуть. И вот именно в этом прелесть и новизна этого фильма. Мироздание (в лице режиссёра)  фигачит  героев по голове тупыми и острыми предметами, а они отряхиваются и, как ни в чём ни бывало, продолжают есть пасту и пить вино. Не самый худший вариант, надо сказать. Яичко упало, но дед с бабкой успели его подхватить, и оно нисколечко не разбилось, даже почти не поцарапалось. Точнее, деду с бабкой даже и нагибаться не пришлось, под столом случайно оказался специально обученный яйцелов. Помехи сами собой устранились, конец, конечно, у фильма открытый, но как открытый – фактически понятно, чем всё закончится. Ничем. Будут жить, как дальше жили. Единственный вопрос заключается только в том, вернётся ли к Марианн Лейн (рок-звезде, героине Свинтон) голос.



И это, на мой взгляд, хорошо. Ибо про жизнь. Ибо в жизни чаще всего бывает именно так. Человек падает, и не лежит потом в луже, переосмысливая свою жизнь раз и навсегда, с принятием кардинального решения уехать в ашрам, и посвятить остаток дней молитве и посту (хотя бывает и так, кто спорит, но это экстремальные случаи, и их мы предоставляем другим), а тупо встаёт и идёт дальше. Стараясь больше на банановую кожуру не наступать. Чтобы через несколько сотен метров забыть об этом данном себе обещании, и снова решить, что нет ничего страшного, это всего лишь шкурка от банана.


Файнс переигрывает Шонартса на раз-два. Девочек это не смущает, тем более, что значительную часть экранного времени Шонартс (а ещё больше – Файнс) ходят голыми. Девочки в восторге, они получили по полной программе за свои деньги. Я, в общем, тоже, чего и вам желаю. И всё-таки одна загадка осталась неразгаданной. К сожалению, я как-то упустил в титрах фамилию прекрасного переводчика этого фильма на русский язык, безмерно восхитившего меня словом «шуфлядка». На английском это был cupboard, если что. На эстонском -  sahtel. И вот этому человеку, откопавшему в словаре региональных диалектизмов какой-нибудь витебской губернии (не смотрел специально, просто предполагаю) такое прекрасное, многозначное и многое объясняющее слово, хочется пожать его крепкую мужскую или женскую шуфлядку, глядя прямо в его или её честные зенки.   

     

пятница, 11 марта 2016 г.

Симфоническая музыка как прокатный стан

Симфоническая музыка как прокатный стан
П.И.Филимонов


Фильм Валентина Куйка и Манфреда Вайнокиви «Семейная ложь» оставляет странное впечатление. Нельзя сказать, что это зря потраченное время – к несомненным достоинствам фильма относится его короткая продолжительность. Нельзя сказать, что ты не получаешь от этого фильма совсем ничего – именно этим мне всегда и нравится эстонский кинематограф, в каждом фильме (за исключением, быть может, единственно «Чёрного альпиниста») всё равно есть что-то милое, своё, домашнее, хотя бы интерьеры, хотя бы какие-то оммажи кому-то или чему-то, что и зритель тоже должен бы знать. Но вот как-то…не знаю. По сути дела, о чём фильм, более-менее ясно уже по трейлеру. Если внимательно посмотреть трейлер, там есть уже почти всё, можно додумать сюжет полностью, с очень маленькой вероятностью, что ошибётесь. Кроме одного маленького поворота этого самого сюжета, в трейлере обозначено всё. Оно да, оно и всегда так бывает, просто обычно то лёгкое обозначение, которое мы видим в трейлере, в настоящем фильме обрастает бесчисленными наворотами, так что от предварительных трейлерских намёков остаётся какое-то неправильное предвкусие, короче, всё не так, как в фильме.
Здесь же всё предельно просто. Волею судеб Тамбет Туйск (который, видимо, после «Нулльпункта», теперь навсегда обречён играть разной степени гадкости и подлости музыкантов) становится исполняющим обязанности главного дирижёра маленького пярнуского, ни на что не претендующего оркестрика, в котором, в силу малочисленности населения города и вообще скудости эстонской музыкальной нивы, играют и его жена, и друзья-приятели. Старый главный дирижёр, его собственный тесть в исполнении Романа Баскина, сходит с дистанции в силу подорванного на тяжкой музыкальной ниве здоровья. И, разумеется, власть – даже самая маленькая, и в этом ирония, вот он, тонкий замысел аж целых двух режиссёров – тут же ударяет Эгону (герою Туйска) в голову, он начинает интересничать на пустом месте, играть в объективность, и, естественно, тут же проявляется его прогнившая нехристианская (как написал бы один известный рецензент) сущность. Отношения с миром стремительно портятся, тайны и ложь, окружающие Эгона, множатся, как рыбы и хлеба, которыми Христос накормил страждущих в пустыне, и ты ждёшь уже логичного завершения банкета. Примерно с двадцатой минуты фильма начинаешь предполагать, что кончится всё для Эгона не слишком хорошо, он потеряет нормальные отношения с большинством окружающих его людей, а Роман Баскин оклемается после инсульта и этаким деусом экс махина придёт и исправит всё, подобно человеку из Кемерова. Всё как бы понятно, фильмов таких было уже видимо-невидимо.



И вот тут единственный раз двум режиссёрам удаётся зрителя удивить. Ничего этого не происходит. Эгон по спирали повторяет путь своего тестя – и в жизненном смысле вранья и безответственности и, логично предположить, в музыке тоже. С одной стороны, должность главного дирижёра вроде бы звучит довольно внушительно, с другой стороны, кто слышал хоть что-нибудь о пярнуском оркестре?

Куйк и Вайнокиви сняли кино удивительного жанра – производственную драму из жизни симфонического оркестра. Точь-в-точь, как в советское время снимали про директоров заводов, проблемные коллективы ткацких фабрик, конфликты в бригадах строителей БАМа. С точно таким же эффектом. Придраться к актёрам невозможно, все стараются, как умеют, все ювелирно играют то малое, что прописано для них в сценарии. Картинка красивая, девушки окружают главного героя сплошь красивые, хрестоматийные северные блондинки, и дают они герою-метростроевцу на раз, впечатлившись его современным отбойным молотком, и всё вроде бы жизненно, нет хороших и плохих людей, есть разные предлагаемые им обстоятельства. А вот впечатление остаётся никакое. Совсем никакое. Ничего толком нельзя сказать про «Семейную ложь». Правдоподобно? Да. Вполне так в жизни бывает. Хорошо снято? Как минимум, профессионально. Зачем снято? Нет ответа. Ещё один эстонский фильм. Check.        


среда, 2 марта 2016 г.

Восторг чистого жанра
П.И.Филимонов

Как справедливо заметил уважаемый критик в своей рецензии на фильм «Встреча одноклассников», опубликованной в еженедельнике «День за Днём»,  в эстонском кинематографе существуют проблемы с чистым жанровым кино. Причём это справедливо не только для эстонского кинематографа, но и для европейского кинематографа вообще. Как-то европейцы смирились с тем, что антитеррористические боевики, полуприличные комедии о метеоризме и мастурбации и фантастическое безумие про гигантских боевых роботов отданы на откуп Голливуду. Европейцы же упёрлись в свой арт-хаус, сделали умные лица и рассуждают о преимуществах бинарного подхода к заполнению пространства на примере  «Цвета граната» или позднего периода творчества Ингмара Бергмана. Высокоинтеллектуально? Да. Скучно? Безмерно. Назовите мне один европейский фильм, полный девственной жанровой чистоты, без всяких там философских рассуждений и вкраплений – и при этом коммерчески успешный? Разве что «Беги, Лола, беги» приходит на ум. Про российский кинематограф я в этом плане вообще не говорю.

И вот режиссёр Рене Вильбре снимает «Встречу одноклассников». Не так важно, по франшизе или нет. Не так важно, что фильм этот переснимается уже третий раз на третьем языке. Кто из нас смотрел предыдущие два? Только мегакинофрики, а кто их когда спрашивал. Важно другое. В случае «Встречи одноклассников» мы имеем дело с примером чистейшего, беспримесного жанрового кино. Фривольной комедии о кризисе среднего возраста. Смешной. На мой взгляд, местами очень смешной. Для меня – полной узнаваемых моментов и местами вынуждающей меня стыдливо опускать глаза. Самоидентификация с героями Мальмстена, Генки и Андерсона временами пугает. Я такой же – не во всём, конечно, в эпизодах, в отдельных жизненных ситуациях, но зато такой же на сто дурацких процентов. Всё примерно так и обстоит. Если ужас узнавания не посетил вас при просмотре этого фильма – вам можно либо позавидовать, либо вы, простите, мертвы.



Фильм, повторюсь, уморительный. На мой испорченный вкус. Местами я ржал, как конь. Отчасти от уже упоминавшегося ужаса узнавания – все эти ситуации, все эти похождения трёх траченных молью мужчинок за сорок отзываются просто болью в сердце, ведь и мы примерно так же пытаемся молодиться и не выдавать свои комплексы, проблемы и болячки, но пока мы можем смеяться над собой, наши жизни ещё не потеряны. Отчасти же просто от сценарных находок, от гэгов, допустимых в компании хороших друзей, которые не тратят зря время своей жизни на обсуждение последнего романа Салмана Рушди, а предаются простой и безыдейной жизни в стиле «секс-наркотики-рок-н-ролл, только с поправкой на возраст («простатит – виски с колой – налабутенахнах»).   Ничего не знаю про режиссёра этого фильма, но кажется, что и он примерно того же возраста, что и исполнители главных ролей, и благодарная целевая аудитория вроде меня, потому что, что касается приключений трёх мужичков помято-среднего возраста, их заблуждений относительно себя самих и окружающего мира, их контактов с устрашающе молодой реальностью, как мне показалось, в фильме нет ни одной фальшивой ноты.

Но всё-таки, главное достоинство фильма – он  смешной. Утверждение, как и шутка, повторенное многратно, становится от повторения ещё более убедительным. Смешной (в четвёртый раз), как и положено фильму этого жанра. Большая часть шуток, безусловно, направлена чуть пониже пояса, но и это относится к обязательным элементам комедий такого рода. Да, конечно, фильм не заставляет задуматься о вечном, посмотреть на жизнь и проблемы окружающего мира с экзистенциально-философской точки зрения, но он и не должен этого делать. Для этого есть Сокуровы, Вейко Ыунпуу и прочие Белы Тарры с их двумя десятками зрителей. «Встреча одноклассников» снималась не для них. Она снималась для тех, кто ходит в кино развлекаться и весело проводить время. Ну, а если ещё мимолётом получится взглянуть в зеркало и отметиться самоиронией, то что вообще может быть лучше. Чистый жанр – своего рода джанк-фуд для киногурманов, но, ей же богу, если всю жизнь жрать одно фуа-гра, оно тоже опостылеет. Иногда можно себе позволить и банальный гамбос. Более того, иногда нужно этим гамбосом насладиться, повысить уровень серотонина в крови и оттуда уже двинуться дальше, ветром гонимым, к новым экзистенциальным пропастям. 


  


«Аве, Цезарь!»: история Голливуда и всех-всех-всех

Николай Караев

Может быть, братья Джоэл и Итан Коэны – лучшее, что сегодня может предложить «фабрика грез» зрителю, жаждущему чего-то большего, нежели бесхитростное схематическое развлечение с четким и конкретным мессиджем.

Римский легионер (Джордж Клуни, справа) и его товарищ (Клэнси Браун) пред ликом Христа на съемочной площадке студии «Капитолий». фото: wikimedia.com


То ли в воздухе что-то носится, то ли времена настали такие, что локаторы разных людей ловят одни и те же флюиды, но факт остается фактом: Коэны, ни с кем не сговариваясь, перекидывают мостик между двумя громкими фильмами последнего времени. Как и «Омерзительная восьмерка», «Аве, Цезарь!» начинается с изображения распятого Христа. Как и «Трамбо», этот фильм – о Голливуде начала 1950-х: охота на «красных ведьм» уже началась, местные коммунисты ее на себе ощущают – и наносят ответный удар.

Разбойники, блудницы и прочие

Но на первом уровне «Аве, Цезарь!» – всего лишь комедия о голливудских нравах легендарной эпохи. Остальные уровни можно проворонить, тогда кино превратится в простое и легкое – примерно как «После прочтения сжечь» тех же Коэнов (с моралью «этим миром правят идиоты, и сделать ничего нельзя»). Но режиссеры хотят от зрителя большего – и всячески ему подмигивают; так, мы с самого начала узнаём, что фильм в фильме называется чуть по-другому: «Аве, Цезарь! История Христа» – и это очень, очень важно.

Фильм в фильме – художественная лента, снимаемая в 1951 году на голливудской студии «Капитолий» и рассказывающая о римском легионере, который, встретив Христа, уверовал. Римлянина играет звезда Бэрд Уитлок (Джордж Клуни). Без Уитлока фильм не состоится. Именно с такой угрозой сталкивается директор студии Эдди Мэнникс (Джош Бролин), когда актеры второго плана прямо на съемочной площадке опаивают Уитлока, похищают его храпящее тело – и увозят в таинственный дом на берегу моря.

Мэнникс получает записку, подписанную без обиняков – «Будущее» – с требованием уплатить за звезду сто тысяч наличными. Выкуп нужно платить, иначе крупнейший проект студии пойдет насмарку. Ко всему прочему Мэнникс – профессиональный улаживатель подобных дел. Реального Эдди Мэнникса называли fixer, «тот, кто чинит», – он оперативно спасал подопечных актеров из любых рискованных ситуаций, будь то шантаж бывшей любовницы или причастность к преступлению.

Заодно перед нами проводят процессию голливудских типажей. Вот актриса ДиАнна Моран (Скарлетт Йоханссон), на площадке – воплощение красоты, доброты и прочих добродетелей, в жизни – смолящая сигареты грубая гулящая баба, которая толком не уверена, кто является отцом ее будущего ребенка. Если Моран родит без мужа, грянет скандал, и Мэнникс предлагает запутанную схему: родить ребенка, сразу от него отказаться, подождать, пока доверенное лицо студии усыновит младенца и от него откажется – и усыновить собственного ребенка как чужого. Моран соглашается, а чуть позже мы узнаём, кто именно  отец – этого персонажа играет актер, которого в комедии ожидаешь увидеть меньше всего.

Вот сестры-близняшки Тора и Тессали Тэккер (Тильда Суинтон), обе – стервозы, ведут колонки светской хроники, всю жизнь враждуют; каждая пытается выдавить из Мэнникса пикантные новости первой. У этих леди были вполне конкретные прототипы – Гедда Хоппер и Луэлла Парсонс, сломавшие карьеры многим звездам, не исключая Чарли Чаплина. Вот молодой, не слишком талантливый, но упорно кем-то продвигаемый актер Хоби Дойл (Олден Эренрайх), которому ковбоев играть в самый раз, а любовников в светских драмах – рановато. Особенно в драме маститого Лоренса Лоренца (Рэйф Файнс), режиссера утонченного, где-то даже женственного. Вот актер Берт Гёрни (Ченнинг Тейтум), который поет и пляшет в мюзикле про моряков (гениальный номер «Без дам», внешне пуританский, но опять же намекающий на гомосексуализм, без которого Голливуд не обходился). Вот милая актриса мексиканского происхождения, которую студия сватает за ковбоя. Вот группа сценаристов-коммунистов...

Поле битвы – Голливуд

Это – первый слой, но далеко не последний. Братья Коэны славятся многоуровневостью своих фильмов, будь то «О, где же ты, брат?» («Одиссея» в декорациях Великой депрессии, притча о всесилии Судьбы) или «Игры джентльменов» (замаскированное под историю об ограблении кино о том, что Господь хранит невинных по долгу Своей небесной службы). «Аве, Цезарь!» – не просто комедия о населенном шлюхами и придурками Голливуде, хотя и об этом, конечно, тоже.

Главное – прислушиваться к тому, о чем герои говорят. А говорят они, например, о богословии (Мэнникс приглашает священников разных христианских конфессий и до кучи раввина, чтобы те заверили сценарий о легионере и Христе), об экономике и людях как функциях, об Истории с большой буквы. Все это зримо обретает смысл – не абстрактный, а конкретный. Ведь можно считать, как коммунисты, что люди – лишь функции, что История управляется Разумом, в частности, Разумом, который алчет Денег, и это – история Голливуда. А можно думать, что люди – часть вышнего промысла и История управляется Богом, который хочет просветлить людей и использует всех. И это – история Голливуда тоже.

Но это ведь и есть битва Цезаря и Христа – прагматичной цивилизации Рима (недаром студия называется «Капитолий») и победившей ее любви христиан. Как писал Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», – но только все сложнее, ведь Христос и Цезарь, Бог и дьявол неравноправны, и в конечном счете Бог победит всегда. Эдди Мэнникс может служить золотому тельцу, но считает себя служителем Бога. Он ревностный католик и чуть не ежечасно исповедуется священнику в том, что он тайком от жены выкурил сигарету, хотя обещал бросить. Снимая фильмы вроде «Аве, Цезарь!», преображая греховные голливудские страсти в высокое искусство, именно Ему Мэнникс и служит.

Даже коммунисты, в теориях которых Бога нет, на деле создают религию – ведь что есть коммунизм, как не царство справедливости на земле? Неудивительно, что в одной из самых мощных сцен фильма к советской подлодке плывут, кроме главного коммуниста, ровно двенадцать его приверженцев: изящный парафраз поэмы Блока, о которой 99 процентов зрителей вряд ли даже слышали. Когда по экрану бегут титры, cоветские героические песни переходят в церковнославянские песнопения...

Так голливудское кино из генератора кассовых сборов превращается в проповедь, в генератор веры. И это в полной мере относится не только к фильму внутри фильма про Христа, но и к фильму братьев Коэнов про Мэнникса. Притча сложена, проповедь сказана – не первая и не последняя; но ведь кризис веры, как и кризис кино, – вечная тема.

Текст был опубликован в еженедельнике "День за днем". 

вторник, 1 марта 2016 г.

Лео, царь "Оскаров"

Николай Караев



88-я церемония вручения наград Киноакадемии США вопреки нумерологии не принесла успеха «Омерзительной восьмерке» Квентина Тарантино. Из трех номинаций этот фильм получил «Оскара» лишь в одной – лучший саундтрек. Вручили золотую статуэтку живому классику, 87-летнему Эннио Морриконе, для которого этот «Оскар» стал первым (!) в кинокарьере.Видимо, чтобы не повторять ошибок прошлого, киноакадемики решили наконец-то наградить «Оскаром» другую давно ожидающую его звезду – актера Леонардо Ди Каприо.

Увы, победа Ди Каприо оказалась в какой-то мере пирровой. По почти единодушному мнению критиков, именно в этом году номинация «Лучшая мужская роль» на редкость слаба: конкуренцию Лео составили Мэтт Деймон в «Марсианине» (практически никакой) и Эдди Редмэйн в «Девушке из Дании» (сыгравший стереотипного транссексуала), а также Брайан Крэнстон, чья роль в «Трамбо» остается в тени прославившего актера ТВ-сериала «Во все тяжкие». С другой стороны, Майкл Фассбендер, изумительно сыгравший Стива Джобса, из-за Ди Каприо не получил ничего.

Спору нет, Леонардо Ди Каприо – актер отличный, но впечатление такое, что «Оскара» ему дали не за конкретную роль борца с медведями и поедателя шишек Хью Гласса в «Выжившем», а по сумме заслуг. Кроме того, «Выживший» принес по золотой статуэтке режиссеру Алехандро Гонсалесу Иньярриту и оператору Эммануэлю Любецки.Фильмом года признан «В центре внимания» Томаса Маккарти – полудокументальная история о том, как команда журналистов американской газеты The Boston Globe напала на след католических священников-педофилов и вскрыла чудовищный гнойник по всем правилам расследовательской журналистики. Лента это мощная, но, что называется, не для всех. То же можно сказать про «Игру на понижение», которая раскрывает в игровой форме особенности финансового кризиса 2008 года. Эта картина была заявлена в пяти номинация, но получила лишь один «Оскар» за лучший сценарий – адаптацию литературного произведения. Награда за лучший оригинальный сценарий нашла сценаристов опять-таки «В центре внимания».

В числе прочего «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана не дали Кристиану Бэйлу как раз за «Игру на понижение» – взамен награду получил Марк Райленс, изобразивший советского разведчика Рудольфа Абеля в «Шпионском мосте» Спилберга. Странно распределились «Оскары» за женские роли. Лучшую роль, по мнению киноакадемиков, сыграла Бри Ларсон в «Комнате»; за бортом остались Кейт Бланшетт, Дженнифер Лоуренс, Шарлотта Рэмплинг и Сирша Ронан. «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана – у Алисии Викандер за «Девушку из Дании» (конкретнее – за жену этой «девушки»).Лучшим зарубежным фильмом был закономерно признан венгерский «Сын Саула», на оригинальном кинематографическом языке рассказывающий о буднях зондеркоманды Освенцима. Соперниками этой ленты стали фильмы из Колумбии, Франции, Иордании и Дании. Увы, успех «Мандаринов» эстонским картинам в этом году повторить не удалось.

Абсолютным победителем по числу главных кинонаград планеты неожиданно стал фантастический боевик Джорджа Миллера «Безумный Макс: дорога ярости», четвертый фильм в стародавней франшизе, воскрешающий ее спустя тридцать лет после предыдущего фильма. «Безумный Макс» собрал целых шесть «Оскаров» (номинирован он был на десять), пусть и не самых главных: лучший монтаж, лучшая работа художника, лучший дизайн костюмов, лучший звук, лучший звуковой монтаж, лучший грим и прически.


Еще примечательнее список фильмов, которые были номинированы на кучу «Оскаров», но не получили ни одного. Среди них – не только сильно переоцененный научно-фантастический «Марсианин», драма о лесбийской любви «Кэрол» и седьмые «Звездные войны», но и уже упоминавшийся блестящий «Стив Джобс», и прекрасный «Бруклин». Впрочем, в историю 88-я церемония войдет не этим, а скандалом: как известно, чернокожие актеры обвинили Киноакадемию в том, что их игнорируют. Радуется ли на этом фоне своему «Оскару» Ди Каприо – вопрос открытый.   

Текст был опубликован в Postimees.