среда, 30 ноября 2016 г.

Как узнавать своих

Как узнавать своих
П.И.Филимонов

"Сальный душитель" , реж. Джим Хоскин, США, 93 мин. 

Любите ли вы трэш-кинематограф так, как люблю его я? Готовы ли вы среди ночи и мороза ехать к чёрту на кулички, в полный зал незнакомых людей, тереться с ними своими маленькими толстенькими тельцами, не высыпаться на следующее утро и переносить неизвестно на когда некоторые важные дела и дедлайны ради всех этих «Зелёных слоников», «Ичи-киллеров», «Сербских фильмов», «Человеческих многоножек» и классических «Розовых фламинго»? Я – готов. Надеюсь, кстати, что перечисленные фильмы вызовут в вас закономерное любопытство и вы проведёте за их просмотром несколько приятных вечеров. Детей и престарелых выведите на это время из комнаты. И не говорите, что я вас не предупреждал.
Так вот. Трэш-кинематограф – это совершенно отдельный, особенный жанр, прелесть которого мне не объяснить словами. Любят ведь не за что-то, правда? Если вы можете конкретно объяснить своему супругу или же даме сердца, за что вы его, болезного, любите, плохи ваши дела, отношения трещат по швам, пора заказывать услуги брачного консультанта, или кого там в таких случаях вызывают. Это я вам как дважды потерпевший крушение говорю. Информация сто п. Так что я не знаю, не могу выразить, почему это так хорошо, но поверьте мне, это хорошо, пусть и в малых дозах. Отрывающиеся конечности, всевозможные выделения человеческого организма, льющиеся рекой по экрану, невообразимые диеты из всего того, что вы никогда в жизни не сочли бы годным к употреблению внутрь, своеобразный, очень своеобразный юмор творцов этих шедевров – всё это и что-то ещё, неуловимое, что заставляет даже самые закоснелые в своей ледовитости сердца оттаивать и покрываться нежной хрустящей корочкой – вот что такое трэш-кинематограф.
Наш Пёфф традиционно радует любителей этого жанра картинами подобной направленности. Несколько раз в прошлые годы я попадал на них случайно, хотя, с другой стороны, чего, казалось бы, можно было бы ожидать, например, от латвийского фильма ужасов «Мужчина в оранжевой жилетке» или от отечественного «Чёрного альпиниста»? Тут уж я сам виноват, мои ожидания, как совершенно справедливо сказал не мне Андрей Аршавин, это мои проблемы.



В этом году на фильм американского режиссёра Джима Хоскина «Сальный душитель» я пошёл совершенно сознательно. И почти не обманулся в своих ожиданиях. Там есть всё, ну или почти всё, чего мы ожидаем от подобного рода кинематографа. Реальный, обмазанный чем-то крайне неприятным и жирным, душитель. Безумно отвратительные сексуальные сцены, от которых тошнило бы, если бы всё это было всерьёз. Глазные яблоки, пожираемые главными героями с похвальной периодичностью. Информативные диско-туры большого Ронни (в классическом исполнении Майкла Сент Майклса). Вообще тот факт, что все герои этого фильма называют себя и друг друга Большими кем-то. Большим Ронни, Большим Брэйденом, Большим Полом, Большим Таддеусом. Надо признать, что, как минимум, большой Ронни называет себя так по праву, во всяком случае, создатели фильма придумали, как это обосновать. У Ронни, как бы это сказать-то, да что уж там, не знаешь, как сказать, говори прямо - гигантских размеров половой член. Достаточно топорно выполненный с точки зрения гримёрского искусства, но это, как кажется, тоже часть фишки. И это не извращённая часть меня говорит, он (член) и его приключения занимают столь  значительную часть экранного времени, что этот факт просто невозможно обойти стороной. Обратная ситуация у сына Большого Ронни – Большого Брэйдена. Диаметрально противоположная, если вы понимаете, о чём я. Собственно, «Сальный душитель» сюжетно построен на борьбе отца и сына за прибившуюся к ним обоим роковую красотку Дженет (мы не обсуждаем чужие вкусы, никогда-никогда-никогда). С довольно неожиданным финалом.
А тем, кто пишут, что в этой якобы чёрной комедии не было ни одной смешной сцены, я скажу следующее. Во-первых, никакая это не чёрная комедия. А во-вторых, а как же сцена у автомата с чипсами, с участием индийского, сенегальского и немецкого туристов??? У меня, конечно, своеобразное чувство юмора, но это, как мне кажется, на самом деле смешно. Хотя и не политкорректно ни фига. Но кто ждёт политкорректности от трэш-кинематографа?

Словом, если вы из наших, из извращенцев, то кино для вас. Не шедевральный шедевр жанра, потому что слишком уж всё несерьёзно, и это несерьёзное отношение авторов всё портит, но достойный образец, тем не менее.     



воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Средняя температура по палате
П.И.Филимонов

В фильме Павла Лунгина «Дама пик» есть вещи, которые радуют, есть вещи, которые оставляют равнодушным и есть вещи, которые раздражают. В силу их примерного баланса общее впечатление остаётся нейтральным, и ожидаемых восторгов по поводу этого опуса не возникает. Но, в силу всё того же баланса, какого-то яростного отторжения тоже не возникает. Я бы сказал, что фильм оставляет равнодушным, но и это не было бы полной правдой. Прошла уже почти неделя с тех пор, как я его посмотрел, а до публикации пройдёт ещё больше, а я всё ещё не могу определиться, мне фильм, скорее, понравился, или, скорее, наоборот. Что, в свою очередь, не говорит о нём ничего хорошего. Потому что удачное кино – оно воздействует сразу, в крайнем случае, в течение суток после и как-то плотно. Стало быть, всё-таки, нет?
Но обо всём по порядку. Радует что? Радует, в первую очередь, картинка. Я не знаю, как это объяснить, как аргументировать, но картинка «Дамы пик» – совсем не русская. И это огромный, гигантский плюс. Большинство современных российских фильмов можно легко отличить по изображению, даже не слыша языка и не имея представления о том, где и как это снято. Как-то вот сразу видишь – а, здравствуй, русская картинка. Дело не в операторах, я вполне себе верю, что операторы в России – профессиональные и качественные, чёрт его знает, в чём там дело, но это, честное слово, видно. Вот почти всегда. Здесь этого нет. Кадры красивые, примерно как у того же Альмодовара в «Хулиете», хоть бери каждый, выпиливай из общего видеоряда, да в раму вставляй. Ну, ладно, не каждый, всё-таки у Альмодовара такой красоты побольше. Но я и пристрастен.
Ещё радует исполнитель одной из ролей. Самой маленькой из возможных. Настолько маленькой, что я даже не нашёл информации о том, кто её исполняет. Роль того чувака, который играет с Германном в русскую рулетку. Если вы смотрели, вы меня поймёте. Если не смотрели, обязательно обратите внимание. Чувак за примерно две минуты экранного времени переигрывает всех остальных актёров фильма одной левой. Одним шмыганием носа, нервным затягиванием полувыкуренной сигареты и двумя фразами.



Ксения Раппопорт хороша как всегда. Но вот именно, как всегда. Не лучше, не шикарнее, не великолепнее. Как всегда. Актриса умеет не опускать раз взятую планку, и это безусловный бонус самой актрисы лично, но данному конкретному фильму это тоже ничего не даёт.
Потому что, насколько хорош неопознанный мной чувак, насколько стабильно профессиональна Раппопорт, настолько же отвратителен, неубедителен и беспомощен Иван Янковский в роли Германна. И это главный минус этого фильма. Я не знаю, что он играет, я не знаю, как он играет, я не знаю, чем он играет и какие приёмы использует, я не видел, наверное, больше ни одного фильма с участием этого актёра, но меня он не убедил совсем. Он истерит там, где истерить не надо, играет в загадочность там, где логика как раз, может быть, и требовала бы истерик, дёргает глазом и изображает безумного мачо. Без понту. Константином Сергеевичем хочется взвиться под шизы облакы (простите мне мой старорусской) и заорать оттуда во всё горло: «Не верю я тебе, Ваня. Дохлый какой-то Германн у тебя получился. Ходульный какой-то. Машинно-масловый».
Ну и плюс сценарий. Возможно, это новое в искусстве, но совместить «Пиковую даму» с «Пиковой дамой», чтобы на выходе получилась «Пиковая дама» - это надо постараться. Причём без всяких, по сути, вариаций, за исключением всё той же разве что русской рулетки во вьетнамском подвале. Как просаживал классический Германн всё нажитое непосильным трудом на третьей неправильной карте, так и просаживает. Казалось бы, алё, ты же знаешь, что герой, которого ты поёшь, ошибся, и выбирать нужно даму, вон и у Пушкина так же, и у Чайковского, ну что ж тебя жизнь-то ничему не учит? Нет. Он ставит на туза и пролетает. Перепись дегенератов, хочется повторить за одним знакомым чудную фразу, сказанную по другому поводу.

И вот, что мы имеем после сложения всех векторов в одну сложновыдуманную розу ветров? А имеем мы, дорогой читатель, среднюю температуру по палате. Ни горячо нам от неё, ни холодно, хотя рядом кто-то загибается от запредельного жара, а вон тот бедолага напротив постепенно покрывается инеем. Так что ждите проката и составляйте собственное мнение.