воскресенье, 21 января 2024 г.

Кушать – да, а так нет

 

Кушать – да, а так нет («Одна жизнь»/“One Life“, реж. Джеймс Хоз, Великобритания, 110 мин.)

П.И.Филимонов

Фильм английского режиссёра Джеймса Хоза с Энтони Хопкинсом в главной роли рассказывает историю Николаса Уинтона, простого человека, который в начале Второй мировой войны вывез из Чехословакии – то есть, таким образом, спас, 669 еврейских детей. Он и его коллеги находили им приёмные семьи в Великобритании, понимая, что их настоящие родители более-менее обречены, а детей ещё можно как-то спасти.



Это не Оскар Шиндлер, конечно, Уинтон работает в условиях пока ещё не окончательно наступившей немецкой оккупации (Германия уже заняла Судеты, но в Праге ещё работает британское посольство, и оно имеет какие-то возможности, в том числе и финансовые), история попроще, но ничуть не менее гуманистическая. Уинтон просто приехал в Прагу в командировку, просто увидел, в каких условиях существуют тамошние евреи, и просто понял, что должен что-то с этим сделать. Обычный человек. Эти слова несколько раз рефреном проходят через весь фильм.

Прошли годы, Уинтон состарился, и о сделанном им никто особенно не вспоминал. Потом, по большей части, посредством стечения обстоятельств, вспомнили и отдали ему должное. Этим сюжет фильма, разворачивающийся в двух временных пластах, исчерпывается. Самая трогательная, безобразно выдавливающая слезу сцена в фильме – это когда значительное количество спасённых им детей приглашают в качестве зрителей на телепередачу, которая рассказывает о Уинтоне, и не говорят ему. С вызыванием этой эмоции режиссёр справляется блестяще – как минимум, комок в горле гарантирован здесь любому зрителю, если только у него есть сердце.

В остальном, как бы это попонятнее объяснить. Это прекрасная история, трогательная и героическая сама по себе, она прекрасно коррелирует с нынешним временем, когда в начале фильма титры описывают начало распространения национал-социализма по Европе, некоторые вещи повторяют нашу реальность один в один. Но фильм, как мне кажется, не очень получился. Конечно, Энтони Хопкинс – настолько большой профессионал, что одним своим появлением в кадре способен вытянуть слабую режиссуру, но я не очень понимаю, зачем режиссёр захотел снять художественный фильм об этой истории. Если он просто захотел рассказать её тем, кто о ней не знал, и напомнить тем, кто её уже слышал, хватило бы документалки.

Очень сложно ругать кино, снятое на такую важную тему, как холокост. Тем не менее, я не вижу, в чём конкретно заслуга режиссёра этого фильма. Он не предлагает нам никакого неожиданного, никакого нового взгляда на эту историю. Он рассказывает её с самой простой точки зрения – с точки зрения самого Николаса Уинтона, рассказывает её почти линейно, без каких бы то ни было придумок и изысков. Если посчитать, что уже упомянутый мной момент высшей трогательности в телестудии является главным режиссёрским достижением «Одной жизни», то режиссёр этот – ну, как-то невеликого мастерства. Потому что выдавливать из зрителя сентиментальность и слезу в такой ситуации, как мне кажется, должны учить примерно на первом курсе режиссёрского факультета.

Бывает, конечно, и так, что бесхитростность в построении и рассказывании истории – это специально выбранный приём, осознанный в своей простоте и даже противопоставленный загнившему постмодернизму и рваному ритму повествования. Но кажется, что это не тот вариант. Кажется, просто Джеймс Хоз не умеет по-другому. Или в этом конкретном фильме не сумел.



Комментариев нет:

Отправить комментарий