Кушать – да, а так нет («Одна жизнь»/“One Life“, реж. Джеймс Хоз, Великобритания, 110 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм английского режиссёра Джеймса Хоза с Энтони Хопкинсом в главной роли
рассказывает историю Николаса Уинтона, простого человека, который в начале Второй
мировой войны вывез из Чехословакии – то есть, таким образом, спас, 669
еврейских детей. Он и его коллеги находили им приёмные семьи в Великобритании,
понимая, что их настоящие родители более-менее обречены, а детей ещё можно
как-то спасти.
Это не Оскар Шиндлер, конечно, Уинтон работает в условиях пока ещё не
окончательно наступившей немецкой оккупации (Германия уже заняла Судеты, но в
Праге ещё работает британское посольство, и оно имеет какие-то возможности, в
том числе и финансовые), история попроще, но ничуть не менее гуманистическая.
Уинтон просто приехал в Прагу в командировку, просто увидел, в каких условиях
существуют тамошние евреи, и просто понял, что должен что-то с этим сделать.
Обычный человек. Эти слова несколько раз рефреном проходят через весь фильм.
Прошли годы, Уинтон состарился, и о сделанном им никто особенно не
вспоминал. Потом, по большей части, посредством стечения обстоятельств,
вспомнили и отдали ему должное. Этим сюжет фильма, разворачивающийся в двух
временных пластах, исчерпывается. Самая трогательная, безобразно выдавливающая
слезу сцена в фильме – это когда значительное количество спасённых им детей
приглашают в качестве зрителей на телепередачу, которая рассказывает о Уинтоне,
и не говорят ему. С вызыванием этой эмоции режиссёр справляется блестяще – как
минимум, комок в горле гарантирован здесь любому зрителю, если только у него
есть сердце.
В остальном, как бы это попонятнее объяснить. Это прекрасная история,
трогательная и героическая сама по себе, она прекрасно коррелирует с нынешним
временем, когда в начале фильма титры описывают начало распространения национал-социализма
по Европе, некоторые вещи повторяют нашу реальность один в один. Но фильм, как
мне кажется, не очень получился. Конечно, Энтони Хопкинс – настолько большой
профессионал, что одним своим появлением в кадре способен вытянуть слабую
режиссуру, но я не очень понимаю, зачем режиссёр захотел снять художественный
фильм об этой истории. Если он просто захотел рассказать её тем, кто о ней не
знал, и напомнить тем, кто её уже слышал, хватило бы документалки.
Очень сложно ругать кино, снятое на такую важную тему, как холокост. Тем не
менее, я не вижу, в чём конкретно заслуга режиссёра этого фильма. Он не
предлагает нам никакого неожиданного, никакого нового взгляда на эту историю.
Он рассказывает её с самой простой точки зрения – с точки зрения самого Николаса
Уинтона, рассказывает её почти линейно, без каких бы то ни было придумок и
изысков. Если посчитать, что уже упомянутый мной момент высшей трогательности в
телестудии является главным режиссёрским достижением «Одной жизни», то режиссёр
этот – ну, как-то невеликого мастерства. Потому что выдавливать из зрителя
сентиментальность и слезу в такой ситуации, как мне кажется, должны учить
примерно на первом курсе режиссёрского факультета.
Бывает, конечно, и так, что бесхитростность в построении и рассказывании
истории – это специально выбранный приём, осознанный в своей простоте и даже
противопоставленный загнившему постмодернизму и рваному ритму повествования. Но
кажется, что это не тот вариант. Кажется, просто Джеймс Хоз не умеет
по-другому. Или в этом конкретном фильме не сумел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий