Фарух Булсара и дети
(«Богемская рапсодия», реж. Брайан Сингер, Великобритания-США, 134 мин.)
П.И. Филимонов
Брайан Сингер снял фильм для
меня и даже, отчасти, про меня. Притом не для меня нынешнего, умудрённого хрен знает чем и не верящего
почти ни во что, а меньше всего – в романтическое искусство, в идеалы рока, в настоящую
мужскую дружбу и в сбычу мечт, а для меня такого, каким я был лет двадцать пять
или даже тридцать назад, когда я на видеомагнитофоне, делавшим меня некоторое
время предметом вожделения одноклассников в смысле подружиться и посетить,
смотрел фильм «Горец» с Кристофером Ламбертом и находил там место для всего вышеперечисленного,
в том числе и под песню Queen “Who Wants to
Live Forever”.
В общем, знаете, действительно
неважно, что исполнитель главной роли Рами Малек совершенно не похож на Фредди
Меркури. Совершенно неважно, что, если говорить о творчестве группы Queen всерьёз
и в нормальной провокативной манере, на самом деле никак не обойти стороной
тему, как бы это выразиться, гей-парадного поведения фронтмена, хотя в фильме
есть краткий, но очень элегантный намёк на этот интересный с полемической точки
зрения вопрос, когда, кажется, Брайан Мей говорит Фредди о том, что тот местами
путает Queen и Village People – и ведь
это, по факту, так, да и само новое название группы, предложенное Фредди,
совершенно точно содержит гей-коннотации. Важно как раз то, что тридцать лет
назад об этом вообще не думалось, да и сейчас думать об этом не хочется. История группы
Queen, довольно незатейливо рассказанная нам Брайаном Сингером,
она не про это, она не про личностные терзания одинокого во всех смыслах слова
мальчика-парса с претензиями на драг-квиновость в безжалостном мире западного прагматизма и англиканской
сдержанности. Фильм «Богемская рапсодия» - он в меньшей степени про группу,
хотя с этой точки зрения, надо сказать, фильм выстроен безупречно, каждый из
четырёх членов Queen наделён своим
чётко прослеживающимся характером и набором отдельных признаков, что отдалённо
напоминает советских «Трёх мушкетёров», в которых без блистательного подыгрыша
Смехова, Смирнитского и Старыгина обаяние молодого Боярского могло бы и
потеряться, и сойти на нет, завязнуть в несуществующих французских болотах.
Здесь точно так же, как было и в период их активной карьеры. Фредди – впереди,
на авансцене, со сломанной микрофонной стойкой, с которой он выделывает
провокационные па, но чего без Брайана, Джона и Роджера, крепко прикрывающих
тылы, это была бы совсем другая история. В том числе и с кинематографической
точки зрения.
В большей степени этот фильм, конечно, про музыку. При всём моём
бесконечном уважении ко всем остальным, в мире есть примерно всего три-четыре
группы, которые никогда не устаревают. Да, будет музыка во много раз сложнее и
насыщеннее, будет музыка, совершеннее в художественном каком-то смысле, я уж не
говорю про тексты. Но вот смотрите – Дэнни Бойл вставляет «Радио Га-Га» во
второй «Трэйнспоттинг», и получается, чёрт побери, мощно. И таких примеров не
один и не два. Концерт «Лайв Эйд» состоялся уже, получается, 33 года назад – и что?
И выступление именно Queen на нём официально признано музыкальными критиками лучшим на данный момент
лайв-выступлением за всю историю популярной музыки. И не надо быть режиссёром
семи пядей во лбу, чтобы передать этот драйв, эту энергию и эту легендарность.
Фильм получился чуть-чуть слишком иллюстративным, чуть-чуть слишком плакатным, но, блин, какая мне разница, если благодаря ему я вернулся на
тридцать лет назад и пережил примерно те же эмоции, которые переживал по поводу
этой музыки тогда, да ещё и приправленные здоровой порцией ностальгии. Возможно
вывести тринадцатилетнего подростка из музыки Queen, но невозможно вывести
музыку Queen из
тринадцатилетнего подростка. Даже если годами её не слушать. Что и доказал мне
Брайан Сингер.