пятница, 2 февраля 2024 г.

Говорящая фамилия Адама Драйвера

 

Говорящая фамилия Адама Драйвера («Феррари»/“Ferrari“, реж. Майкл Манн, США, 131 мин.)

П.И.Филимонов

Что мы знали о жизни Энцо Феррари до того, как посмотрели этот фильм? Крайне мало. Был такой человек, основал известную автомобильную компанию, любил красный цвет и гонки. Что мы знаем об Энцо Феррари после того, как посмотрели этот скучнейший байопик? Немногим более. Был такой человек, основал известную автомобильную компанию, любил красный цвет и гонки, много лет жил на две семьи.



Как бы всё. В таком случае – в чём цимес этого фильма? Я вижу много вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, показать, как шикарно Адам Драйвер может изображать итальянского бизнесмена средних лет. Не сказать, что он прямо играет-играет Энцо Феррари, скорее, именно изображает. Адам Драйвер, безусловно, очень хороший актёр, но никаких особенно сложных психологических задач режиссёр в этом фильме перед ним, кажется, не ставит. Азарт, нерешительность человека, мечущегося между двумя семьями, и упрямство – вот три основные эмоции, которые Адам Драйвер нам в этом фильме показывает. Примерно с одинаковым выражением лица и с одинаковым итальянским акцентом. Тоже, конечно, смешно – это как грузинские актёры в советских фильмах говорили между собой да, по-русски, но с неизбежным грузинским акцентом – тут тебе и русификация, и как бы национальный колорит в одном флаконе.

Или для того, чтобы подчеркнуть иронию фамилии Драйвера, который во второй уже раз, как минимум (после «Паттерсона») играет персонажа, тесно связанного с вождением транспортных средств.

Или для того, чтобы показать, как с возрастом Пенелопа Круз всё больше напоминает классических итальянских красавиц неореализма – Софию Лорен, Клаудию Кардинале, Монику Витти – в их лучшие годы. И это идёт ей только на пользу. 

Или затем, чтобы порадовать любителей автомобильного ретро – «Феррари» пятидесятых выглядят в фильме волшебно и божественно,  как бы далёк от автомании я ни был, я бы и сам с удовольствием на такой прокатился.

В остальном сложно найти отправные пункты. Обычно при съёмках байопика для режиссёра важно найти точку входа, если можно так выразиться, какую-то неочевидную (ну, или очевидную, если режиссёр похуже) историю из жизни описываемого персонажа, в которой он раскрывается, должен принимать решение, формируется как тот человек, которого мы потом узнали, и так далее. Майкл Манн – а это, между прочим, тот человек, который снял классическую "Схватку" с Де Ниро и Пачино – не находит ничего более интересного, чем описать нам неверность Энцо и отношение его жены к этой неверности.

Так-то, конечно, это новое, что в искусстве, что в жизни – бизнесмен средних лет имеет любовницу и сына от неё. Вот прямо никогда такого ещё не было. Режиссёрская находка.

С другой стороны, может быть, зря я так на бедного Манна ополчился. Может быть, жизнь Энцо Феррари действительно была такой бессобытийной, что ничего другого оттуда извлечь было нельзя. А тут хоть машинки летают, аварии, катастрофы, оторванные ноги. Ну и становление автомобильной империи. И зализанный Адам Драйвер. Ну ладно, пусть уж.



Комментариев нет:

Отправить комментарий