Мозги Йоргоса Лантимоса («Бедные-несчастные»/“Poor Things“, реж.
Йоргос Лантимос, Ирландия-Великобритания-США, 142 мин.)
П.И.Филимонов
Писать о фильме, который понравился, гораздо сложнее, чем о фильме, который
не понравился. Потому что, если фильм не понравился, можно на его счёт изойти
желчью, красиво поглумиться и вообще, не знаю, как для кого, а для меня
негативные эмоции являются лучшим стимулом к творчеству, чем та блаженная
улыбка, которая не покидала меня все те два с половиной часа, что идёт новый
фильм Лантимоса.
Можно было бы написать «чистый восторг» и этим ограничиться, но надо как-то
аргументировать. Конечно, Лантимос не сам придумал эту восхитительную в своём
буйстве историю, полную невероятных подробностей и невозможных деталей. «Бедные-несчастные»
- экранизация романа шотландского писателя Аласдера Грея. Но выбор режиссёром
материала для экранизации тоже что-то да говорит об этом режиссёре. И то, как «Бедные-несчастные»
сняты – я, видимо, к сожалению, не читал романа Грея, но кажется, что Лантимос
погружает зрителя в атмосферу сна, не сказать, что кошмарного сна, потому что
он, при всей его фантасмагоричности, нисколько не страшен, а сна эротического,
безумного, такого, в котором возможно вообще всё, и спящий – то есть все те,
кто смотрит это кино – безоговорочно верит в то, что происходить оно могло
только так и никак иначе.
И прекрасная Эмма Стоун. Она конгениальна этому фильму. Все её движения, все
повороты её головы, вся её мимика, даже позы, которые она принимает во время
многочисленных сексуальных сцен (их в фильме действительно много, но такое
изобилие совершенно оправдано сюжетом) работает на историю. В фильме Лантимоса,
как мне кажется, и как и должно быть в лучших произведениях искусства – не только
кинематографического – нет никакой морали, нет никакой дидактики, нам просто
рассказывают абсолютно невероятную историю, а уж зачем – каждый решает сам. Зачем
вообще рассказывают истории? Ну не для того же, чтобы кого-то чему-то научить. Просто
есть такие истории, которые не могут оставаться нерассказанными, которые сами
прыгают изо рта, и удержать их решительно нечем. Потому что так уж устроено –
люди, в своей основной массе, существуют для любви (в том числе и физической,
уж простите), а истории существуют для того, чтобы их рассказывать.
Относительно людей существуют исключения, относительно историй – нет.
Эта история – своего рода квинтэссенция взросления. Героине Эммы Стоун
пересаживают мозг её собственного нерождённого младенца, и за два с половиной
часа фильма – и несколько лет жизни в кинематографическом времени – она проходит
все этапы становления личности, от детского изучения мира, через подростковые сексуальные
эксперименты, к взвешенной позиции уверенной в себе и знающей себе цену взрослой
женщины.
Но это, конечно, только одно из прочтений. И даже оно вовсе не обязательно.
Можно просто смотреть и наслаждаться полётом режиссёрской фантазии и понимать,
что далеко не факт, что твоё собственное воображение смогло бы подбросить тебе
такой сон. Это одна из лучших выдуманных историй, которые я видел в кино в последнее
время. Это, пожалуй, пока лучший фильм, который снял Лантимос. Это красиво. Это
невозможно. Это безумие. Но максимально привлекательное безумие. Это кино - как я
его понимаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий