Сапожник без сапог
(«Королева сердец», реж. Май
эль-Туки, Дания-Швеция, 121 мин.)
П.И.Филимонов
Когда-то классик литературы Хорхе Луис Борхес написал рассказ-эссе о том,
что вся современная проза, по сути, проистекает всего из четырёх архетипичных
сюжетов. Модная в результате одной перепалки в среде продвинутой молодёжи
книжка Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц», так или иначе, говорит нам о
том же. Истории, мифы и легенды склонны из раза в раз повторяться.
Если разбить всё разнообразие историй на виды и подвиды, картина не
изменится никак, а, даже наоборот, мы упрёмся в ещё меньшее количество
вариативности. В частности, если говорить о любовных драмах, одной из самых
типичных будет, назовём это условно «Леди Макбет Мценского уезда», то есть,
история о том, как на глазах ни о чём не подозревающего мужа его уставшая от
полового однообразия/общей скуки жизни/своей тонкой душевной
организации/непонятно от чего жена заводит банальную интрижку с каким-нибудь
более молодым и более горячим человеком, живущим тут же с ними под одной
крышей. Ну, чтобы далеко не ходить. Это может быть слуга, это может быть
какой-нибудь сосед или иной родственник. В данном случае, в датско-шведском
фильме режиссёра Май эль-Туки, этим несчастным становится чуть ли не
шестнадцатилетний Густав, сын мужа главгероини Анны от первого брака. Возраст самой
Анны напрямую не указывается, но судя по всему, ей прилично за сорок. Работает
она консультантом по вопросам усыновления оставшихся без родителей детей,
помогает им подобрать приёмные семьи и всё такое. А в своём глазу, как водится,
соринки не видать.
И вот, короче, она с чего-то – не слишком понятно, с чего, но ради бога, мы
все тут натуры тонкие, мотивация наших поступков вовсе не обязана быть
общедоступной – положила глаз на типичного трудного подростка, который
переехал жить к ним в семью в силу каких-то сложившихся в его жизни – нам опять
очень туманно говорится, каких (тоже неважно) – обстоятельств. Положила,
значит, да и трахнула. А мальчик только рад, кто ж в шестнадцать-то лет не
будет рад такому опыту и вниманию со стороны ухоженной и респектабельной
мачехи. Если вы мне скажете, что так не может быть, что разница в возрасте
слишком велика и всё такое, я вам скажу, что может, и приведу примеры из жизни.
Любовь с похотью, будем банальными, не оставляют выбора.
Ну и что, ну и всё понятно. Человек, читавший или смотревший хоть одну из
этих повторяющихся – минус нюансы и авторский подход к вопросу – любовных
историй, знает, что ничем хорошим они никогда не кончаются. Разница только в
степени страданий и в количестве пострадавших. Наиболее разнузданные авторы
стремятся поубивать вообще всех сопричастных, но бывают и более мягкие
варианты. Май эль-Туки как раз из этих вторых. И если обычно моралью таких
историй по дефолту является подразумеваемая зрячесть судьбы или какой иной
высшей силы, которая не оставляет человеческие грехи без справедливого
возмездия, то в «Королеве сердец» вычитывается чуть более жестокий извод
режиссёра. Блаженны хитрожопые, ибо они уцелеют. Ну, понятно, что правда всё
равно выходит наружу, ибо как же, и Май эль-Туки, не только нас, полагаю, в
детстве учили, что всё тайное рано или поздно становится явным. Но что с того?
Взрослые люди тем и отличаются от максималистски настроенных подростков, что
всё-всё знают, всё-всё понимают, но и смотрят на всё это сквозь широко разведённые
пальцы. Потому что не судите, да не судимы будете – и тому подобные вечные ценности.
Или даже не поэтому, а потому что мы живём в насквозь прогнившем лицемерном мире,
который вытесняет из себя самую честную и необтёсанную пока ещё часть из нас. А
когда ей и обтесаться-то, если мир уже её – хлоп – и вытеснил.
В общем, мораль «Королевы сердец» вы можете выбирать сами. Америки это кино
вам не откроет, это ещё одна вариация на достаточно заезженную тему. Но может
нам и нужно успокоиться, как-то перевести дух между Тарантино и «Дылдой»,
которая уже на подходе.