пятница, 7 марта 2025 г.

Шутки мужчин в возрасте

 Шутки мужчин в возрасте («Яан Ууспыльд едет домой»/“Jan Uuspõld läheb koju“, реж. Райн Тольк, Андрес Маймик, Эстония, 97 мин.)

П.И.Филимонов

Иногда кажется, что молодость можно вернуть. Не физически, понятно, но снова окунуться в тот вайб, который был тогда, тряхнуть стариной и всем, чем там ещё можно трясти, показать городу и миру, что пусть время и властно над тобой точно так же, как над всеми, но что-то ты ещё можешь, не так, как двадцать лет назад, по-другому, но не менее остроумно и тонко. Иногда это не получается.

Фильм «Яан Ууспыльд едет в Тарту», по поему личному мнению – лучший эстонский фильм со времени восстановления независимости. В нём есть всё, что может предложить миру и своим гражданам кинематограф маленькой страны – самоирония и весёлая саморефлексия на тему популярности в этой самой маленькой стране и популярности вообще. Он был снят в 2007 году, и всё, что вам нужно о нём знать, это то, что в Тарту из Таллинна протагонист, он же исполнитель главной роли самого себя, добирается несколько дней. Просто так получается. 

Прошло почти 20 лет, и та же съёмочная группа с тем же Яаном Ууспыльдом в главной роли сняла сиквел. Получилось чуть хуже, но на самом деле скорее, получилось. Понятно, что Ууспыльду уже не тридцать, а пятьдесят, понятно, что жизнь помотала как его, так и остальных персонажей (а фильм, как и первый, предлагает нам россыпь звёзд эстонского кино даже в маленьких ролях), но самоирония и весёлая рефлексия остались на месте. Они немножко другие, потому что мир изменился, страна изменилась, взгляд на это всё главного героя и сценаристов изменился. Но они по-прежнему есть. Это по-прежнему довольно непритязательная история с большой фигой в кармане. На этот раз, правда, Ууспыльда гонит в путь не стремление заработать (хотя, надо признать, зарабатывать он, по легенде, так и не научился, потому что сейчас мало зарабатывать, надо ещё и во что-то непременно инвестировать, и, желательно, в крипте, о которой Ууспыльд не имеет особенного представления), а попытка восстановить отношения с женой на фоне разрушившегося нипочему романа с молодой гламурной любовницей. В процессе путешествия Ууспыльд решает, точнее, его уговаривают устроить юбилейный стенд-ап тур по городам и весям, как раз чтобы доказать публике, что есть ещё порох в пороховницах. И, в общем, основной элемент веселья в сиквеле именно с этим туром и связан. Если в первом фильме Ууспыльд был несомненной примой по всем показателям, то здесь, пожалуй, сильнее играют второстепенные персонажи. Хорош сам Маймик в роли антисоциального мецената, дающего деньги на тур, но высказывающего при этом желание как-то поучаствовать в процессе. Но кто прекрасен, так это немножко второстепенный певец Эрих Кригер в роли классического скуфа, который не слишком понимает своё скуфство.

Это не так уморительно, как первый фильм, но есть места, где всё равно ржёшь. Может быть потому, что ты тоже состарился вместе с персонажами, и как тогда был с ними на одной волне, так и сейчас остался, правда, волны эти чуть-чуть разные. Не уверен, что фильм понравится молодым, не уверен, что они поймут некоторое количество намёков и отсылок, разбросанных по фильму тут и там, но, кажется, это снова слепок современной культурной жизни Эстонии как она есть, слепок безжалостный и довольно точный.

То есть, иногда всё-таки может и получится. Или, если зрителю очень хочется, чтобы получилось, он (зритель) закрывает глаза на шероховатости и немного додумывает фильм в своей голове. Додумывает до хорошего. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий