понедельник, 10 марта 2025 г.

Пон Джун Хо и круглые пушистые существа

Пон Джун Хо и круглые пушистые существа («Микки 17»/“Mickey 17“, реж. Пон Джун Хо, США-Южная Корея, 137 мин.)

П.И.Филимонов

Мне сложно сказать, почему этот фильм так сильно ждали. Ну то есть, я знаю, что его ждали, потому что всевозможные киносайты и киноновости пестрели информацией об этом задолго до появления фильма. «Долгожданный новый фильм Пона Джун Хо наконец-то выходит в прокат», «Прокат ожидаемого фильма Пона Джун Хо откладывается ещё на месяц» - и так далее, таких заголовков я видел достаточно много сильно до того, как я вообще заинтересовался, а что это за Микки такой. 


Возможно, как обычно, подобное нагнетание ожиданий сработало от противного, примерно как в случае с «Мегалополисом» Копполы. Если хотите навредить фильму – устройте шумиху вокруг него ещё до его выхода. Хотя всё-таки нет, не скажу, что «Микки 17» - это плохо. И тем не менее, всё-таки не очень понятно, чем был вызван этот ажиотаж. Людям настолько понравились «Паразиты» и они ожидали от их автора чего-то им конгениального? Эти ожидающие люди, видимо, забыли, что большие проекты, как и большие деньги, любят тишину. 

«Микки 17» - добротная фантастика, я бы сказал, немножко в духе советских фантастических фильмов. Это точно не американские каноны фантастики, потому что там, как правило, всё заканчивается смертью всего присутствовавшего до того момента в кадре экипажа либо его перерождением в какие-то новые сущности. Здесь же, как будто в каких-нибудь «Через тернии к звёздам», зло побеждено, человечество наладило контакт с забавными, но исполненными собственного достоинства инопланетянами, сказка сделалась былью, отроки покорили вселенную. Это не космический хоррор, и не космическая философская сага, которые традиционно являются двумя столпами западного сай-фай кинематографа. То ли сказалось восточное происхождение режиссёра, то ли именно в этом и состоит новаторская составляющая «Микки 17».

Жанр этого фильма вообще довольно сложно определить. Это немножко антиутопия, потому что там присутствует самодур-руководитель проекта (капитан корабля? адмирал-президент? батька космической программы? гарант?) в очень смешном исполнении Марка Руффало. Немножко приключенческий фильм, потому что с главным персонажем – тем самым Микки Семнадцатым (Роберт Паттинсон укрепляется в моём сознании как хороший актёр, просто начавший не с того) происходит прямо значительное количество разных приключений, в том числе и таких, которые, как будто, могут привести к уничтожению миссии. Немножко даже эротический триллер, потому что сексуальная жизнь на борту космического корабля кипит и брызжет, тоже оказывая влияние на ход истории. И немножко рассказ о жизни полюбившихся режиссёру ещё со времён «Окчи» округлых пушистых существ неизвестного генезиса и неизвестной степени опасности для человечества. 

Собственно, это, наверное, тоже можно назвать фишкой Пона Джун Хо – в «Паразитах», пожалуй, было не меньшее смешение жанров. Но «Паразиты» выплавили из этого смешения нечто совсем новое и неожиданное, здесь же нас на удивление провожают каким-то слишком благостным окончанием истории. Это – так называемое доброе кино, возможно, в это непростое время оно станет для кого-то так называемым «камфорт-муви», возможно, оно даже для этого и снималось. 

В целом, удовольствие от фильма вполне получается получить (простите), но каких-то откровений от «Микки 17» ждать всё-таки не стоит. 



пятница, 7 марта 2025 г.

Шутки мужчин в возрасте

 Шутки мужчин в возрасте («Яан Ууспыльд едет домой»/“Jan Uuspõld läheb koju“, реж. Райн Тольк, Андрес Маймик, Эстония, 97 мин.)

П.И.Филимонов

Иногда кажется, что молодость можно вернуть. Не физически, понятно, но снова окунуться в тот вайб, который был тогда, тряхнуть стариной и всем, чем там ещё можно трясти, показать городу и миру, что пусть время и властно над тобой точно так же, как над всеми, но что-то ты ещё можешь, не так, как двадцать лет назад, по-другому, но не менее остроумно и тонко. Иногда это не получается.

Фильм «Яан Ууспыльд едет в Тарту», по поему личному мнению – лучший эстонский фильм со времени восстановления независимости. В нём есть всё, что может предложить миру и своим гражданам кинематограф маленькой страны – самоирония и весёлая саморефлексия на тему популярности в этой самой маленькой стране и популярности вообще. Он был снят в 2007 году, и всё, что вам нужно о нём знать, это то, что в Тарту из Таллинна протагонист, он же исполнитель главной роли самого себя, добирается несколько дней. Просто так получается. 

Прошло почти 20 лет, и та же съёмочная группа с тем же Яаном Ууспыльдом в главной роли сняла сиквел. Получилось чуть хуже, но на самом деле скорее, получилось. Понятно, что Ууспыльду уже не тридцать, а пятьдесят, понятно, что жизнь помотала как его, так и остальных персонажей (а фильм, как и первый, предлагает нам россыпь звёзд эстонского кино даже в маленьких ролях), но самоирония и весёлая рефлексия остались на месте. Они немножко другие, потому что мир изменился, страна изменилась, взгляд на это всё главного героя и сценаристов изменился. Но они по-прежнему есть. Это по-прежнему довольно непритязательная история с большой фигой в кармане. На этот раз, правда, Ууспыльда гонит в путь не стремление заработать (хотя, надо признать, зарабатывать он, по легенде, так и не научился, потому что сейчас мало зарабатывать, надо ещё и во что-то непременно инвестировать, и, желательно, в крипте, о которой Ууспыльд не имеет особенного представления), а попытка восстановить отношения с женой на фоне разрушившегося нипочему романа с молодой гламурной любовницей. В процессе путешествия Ууспыльд решает, точнее, его уговаривают устроить юбилейный стенд-ап тур по городам и весям, как раз чтобы доказать публике, что есть ещё порох в пороховницах. И, в общем, основной элемент веселья в сиквеле именно с этим туром и связан. Если в первом фильме Ууспыльд был несомненной примой по всем показателям, то здесь, пожалуй, сильнее играют второстепенные персонажи. Хорош сам Маймик в роли антисоциального мецената, дающего деньги на тур, но высказывающего при этом желание как-то поучаствовать в процессе. Но кто прекрасен, так это немножко второстепенный певец Эрих Кригер в роли классического скуфа, который не слишком понимает своё скуфство.

Это не так уморительно, как первый фильм, но есть места, где всё равно ржёшь. Может быть потому, что ты тоже состарился вместе с персонажами, и как тогда был с ними на одной волне, так и сейчас остался, правда, волны эти чуть-чуть разные. Не уверен, что фильм понравится молодым, не уверен, что они поймут некоторое количество намёков и отсылок, разбросанных по фильму тут и там, но, кажется, это снова слепок современной культурной жизни Эстонии как она есть, слепок безжалостный и довольно точный.

То есть, иногда всё-таки может и получится. Или, если зрителю очень хочется, чтобы получилось, он (зритель) закрывает глаза на шероховатости и немного додумывает фильм в своей голове. Додумывает до хорошего. 



понедельник, 3 марта 2025 г.

Королевский твист Брэди Корбета

 Королевский твист Брэди Корбета («Бруталист»/“The Brutalist“, реж. Брэди Корбет, США, 215 мин.)

П.И.Филимонов

В историю кино можно входить очень по-разному. Можно снять несколько фильмов, которые выдержат проверку временем, станут классикой кинематографа, войдут во всяческие его учебники и задерут планку художественных требований на высоту, недоступную режиссёрам, скажем, массовой сборки. Примеры – да их масса – Линч, Тарковский, Феллини, Альмодовар, и так далее. 



Можно снять один гениальный фильм и несколько просто фильмов, даже если они будут посредственными, их уровень снивелируется за счёт этого одного всплеска гениальности, который на этого человека, пусть один раз в жизни, но опустился. Примеры – ну например, София Коппола (пусть меня распнут, но выше великих «Девственниц-самоубийц» она так и не поднялась), Найт Шьямалан («Шестое чувство»), Звягинцев («Левиафан»), если поискать, ещё найдутся.

Можно сделать так, как сделал Брайан Сингер в «Обычных подозреваемых», и войти в историю кино в частности, а то, глядишь, и искусства вообще посредством одного-единственного, но опять-таки гениального твиста. Использовать, если вооружится клишированными шаблонами, свои пятнадцать минут славы по полной программе. 

Как мне кажется, режиссёр «Бруталиста» Брэди Корбета пошёл по третьему пути, по пути Сингера. Ну или не сам он по нему пошёл, а судьба его по нему послала. Хотя, когда у тебя в кино играют Эдриан Броуди и Гай Пирс, есть уже и так много предрасположенностей к тому, что это будет важная картина. 

«Бруталист» - очень медленное кино. До поры до времени. Эдриан Броуди играет венгерского архитектора еврейского происхождения, который после второй мировой войны освобождается из немецкого концентрационного лагеря и бежит в США, где сначала не очень даже и надеется работать по профессии. Затем, благодаря череде более или менее случайных событий, он знакомится с богатым филантропом (Гай Пирс), который вдруг проникается к нему по причине его таланта, и начинает всячески двигать и помогать что деньгами, что информационно. 

Примерно в этом моменте понимаешь, что во всём этом есть какой-то подвох, какой-то выверт, какое-то терминальное испытание, через которое придётся пройти Ласло, персонажу Броуди, чтобы заплатить за всё то везение, которое ему вот прямо сейчас выпало. Ну просто потому, что американская мечта американской мечтой, а мы-то знали, что, во-первых, будут танцы, а во-вторых, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 

Но что эта мышеловка окажется такой чудовищной, думаю, не ожидает никто. Именно поэтому, думаю, ни одна из критических статей, которые я читал до просмотра фильма, ни один из его онлайн-обозревателей (хорошо, ни один из попавшихся мне на глаза) не совершил даже малейшего промаха в плане спойлерения ситуации. Иначе фильм рискует потерять всякий смысл. 

Потому что в этим твисте, в этом, длящемся минут восемь, эпизоде, вся суть трёхсполовинойчасового фильма Корбета, его квинтэссенция. Уверен, его во-многом ради этой сцены и снимали. 

После этой кульминации повествование убыстряется стремительно до степени схлопывания – так что с точки зрения тайминга, расположения твиста на оси движения повествования «Бруталиста» режиссёру ещё учиться и учиться, шлифовать и шлифовать. Одному он, бесспорно, уже научился.  

Статья «Википедии» про опрокидывающую сцену в кино могла бы быть проиллюстрирована портретом Брэди Корбета.