Две Европы («Знать»/“Cildenie“, реж. Юрис Курсиетис, Латвия-Эстония-Греция, 98 мин.)
П.И.Филимонов
Не так часто попадают на наши экраны фильмы соседей с юга. «Знать» Юриса Курсиетиса тоже прошла довольно ограниченным прокатом, а между тем сравнить было бы весьма интересно и показательно. Все мы тут восторгаемся мультфильмом про котёнка и потоп, но это же не всё, чем может нас заинтересовать кинематограф Латвии. Впрочем, после более внимательного изучения прокатных планов, выяснилось, что в конце февраля его будут показывать ещё, уже как будто с обычной частотой.
Фильм Юриса Курсиетиса, между прочим, поднимает резко актуальную для нас проблему – как прямо сейчас, так и в более широкой перспективе. Фильм рассказывает историю одной немецкой пианистки, которая полюбила одного латвийского бизнесмена. Да настолько полюбила, что вышла за него замуж, переехала в Латвию и попыталась вписаться в местный контекст. Бизнесмен, в свою очередь, её тоже полюбил, да настолько, что спонсировал несколько её проектов. И она вся такая неземная-неземная, чистое искусство, Бетховен и Хиндемит. А он такой практичный и приземлённый, рубка леса и тысяча изделий из дерева.
И вот к нему приходит полиция и предъявляет ему обвинение в коррупции, мол, для того, чтобы получить разрешение на рубку латвийского леса (на котором он, собственно, и сделал себе состояние) он давал взятки чиновникам. Как это говорится, в особо крупных размерах. И его, натурально, могут теперь посадить. А Анна (жена и пианистка) вообще не может это уложить в своей голове – взятки, коррупция, нечестность. И проекты её, сталбыть, финансировались за счёт преступных денег? А для мужа её это обычная жизненная рутина, потому что он, как и мы все, выходец вот оттуда, откуда и мы все, и ничего сверхъестественного для него в этом нет. Так все живут, почему же он должен по-другому?
Я далёк от иллюзий, что в так называемой «старой» Европе всю коррупцию уже полностью изжили и истребили на корню. Но мне всё-таки кажется, что в странах, избежавших коммунистической заразы, и одновременно не являющихся, например, Италией, как минимум, отношение к этой сфере общественных отношений слегка другое. Хотя можно ли назвать Германию страной, избежавшей коммунистической заразы? Ладно, зайдём с другой стороны. Недаром Курсиетис делает свою героиню пианисткой, максимально далёкой от «реальной» жизни и «реальных» проблем. Как бы она мужа ни любила, осознание того, что он не совсем такой, каким она всё время его считала, больно бьёт по её тонкой артистической натуре. Притом, что в кадре мы не имеем стопроцентных доказательств вины латвийского бизнесмена. Но живя практически внутри всего этого, давайте будем честны, ну какой шанс мы можем дать ему на то, что он этого не делал?
Ещё одной точкой столкновения двух миров здесь выступает так называемая «повесточка», в частности, феминизм. Среди друзей мужа Анны есть священник местной церкви, крайне консервативный господин, прямым текстом, конечно, не говорящий, где, по его мнению, место женщины, но дающий это понять. Противостоит ему не то сестра, не то подруга Анны из Германии, для которой его воззрения (и это, кстати, не самый ужас-ужас в смысле взглядов, который может быть, для местных реалий это почти прогрессивный священник) выглядят такими же дремучими, как воззрения какого-нибудь племени каннибалов Борнео (ничуть не хочу обидеть этих прекрасных людей).
Курсиетис, надо сказать, довольно к нашему обществу безжалостен. Работать нам ещё и работать, пахать нам ещё и пахать до нормального мира. Ну а что нам остаётся, других вариантов у нас нет.