пятница, 7 февраля 2025 г.

Всё, что мы знаем о Мексике

 Всё, что мы знаем о Мексике («Эмилия Перес»/“Emilia Perez“, реж. Жак Одиар, Франция, 132 мин.)

П.И.Филимонов

Информационные порталы по культурке пишут нам, что мексиканцы крайне недовольны «Эмилией Перес». Мол, Одиар собрал в кучу все стереотипы, которые у людей бывают по поводу Мексики, и навалял развесистую кактусятину. Мол, Селина Гомес не так говорит по-испански. Мол, выучила она свой испанский, и акцент у неё не тот, и вообще, пусть бы лучше говорила на своём грингуанском, а они, мексиканцы, сами бы озвучили. Мол, никаких трансгендеров в их мачистской стране нет и быть не может, они вон и гей-пропаганду подумывают запретить (утрирую), и вообще. 



Тем не менее, «Эмилия Перес» - один из фаворитов предстоящего Оскара и, не только чисто теоретически, а даже и вполне практически, может провернуть такую же штуку, какую несколько лет назад провернули «Паразиты» - завоевать золотого мужичка и за лучший фильм на иностранном языке, и за лучший фильм вообще. 

Почему бы это? Просто совпало сразу много причин. Во-первых, это очень необычно по форме. Одиар снял кино на неродном для себя языке, да плюс ещё и мюзикл. Гангста-мюзикл. Все формальные признаки обычного мюзикла налицо, герои начинают петь (и плясать) когда им не хватает обычных слов, когда их переполняют эмоции, когда накал происходящего грозит расплавить больше не существующую плёнку в кассете операторской камеры. 

Во-вторых, инклюзивность. Если коротко, «Эмилия Перес» рассказывает историю адвокатессы, к которой обратился один из самых жестоких предводителей мексиканского наркокартеля (вот он, один из стереотипов), который, оказывается, всю свою сознательную жизнь хотел стать женщиной. Ну а что – это ощущение, эта дисфункция, она ведь не выбирает, на кого, так сказать, напасть, и не обязательно это должен быть какой-нибудь богемный мальчик-задротик. Может быть и брутальный мачо с золотыми зубами, переубивавший и запытавший до этого кучу народа лично. 

И адвокатесса соглашается. Потому что, если бы она не согласилась, кто его там знает, что бы с ней было, всё-таки, знаете ли, картель. И всё получается, ровно до того момента, когда превращённый обыкновенной хирургической магией в женщину наркобарон не понимает, что очень хочет видеть своих детей. Тех, которых как раз и родила ему (а теперь уже ей) плохо говорящая по-испански Селена Гомес. 

В общем, это довольно странное зрелище, дополненное ещё и тем обстоятельством, что поменявшего пол наркобарона играет натуральная трансгендерная актриса. То есть, всё по-честному. 

А дальше фильм открыт для интерпретаций. Одиар не даёт конкретных ответов по поводу того, зачем он снял так, почему он так вывернул сюжет (ну ладно, это более-менее понятно, во-первых, он часто снимал про бандитов, а во-вторых, довольно логично, что насилие порождает насилие и так далее). 

«Эмилия Перес» - необычное по форме кино, которое поднимает довольно типичные вопросы, с точки зрения содержания там всё более-менее мейнстримно, но вот за счёт очень уж причудливой формы оно и выделяется среди массы неонуара – или как там это ещё назвать. 

Словом, это стоит посмотреть, потому что новое слово в привычных киножанрах становится всё сложнее сказать, чисто в силу их исторического развития, а вот Одиару, как кажется, это удалось. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий