суббота, 9 марта 2024 г.

Ещё один фильм о разлуке

 

Ещё один фильм о разлуке („Mo mamma“, реж. Ээва Мяги, Эстония, 70 мин.)

П.И.Филимонов

То есть, конечно, не о разлуке, хотя в каком-то смысле всё-таки и о разлуке. Так как-то получается, что фильмы в последнее время идут парами. Если про самоубийство, то два фильма, если про музыкантов, то пачками, и вот ещё один фильм про смерть близких, в пару к датскому «Навеки».



Фильм Ээвы Мяги, название которого одновременно и понятно без перевода, и в то же время практически непереводимо, тоже говорит о смерти. Две женщины переживают близкую смерть третьей. Мать и дочь собираются в загородном доме своей соответственно мамы и бабушки, которая находится в больнице. Её собираются оттуда выписать, как мы понимаем, только для того, чтобы она умерла дома. Нам, как и в датском фильме, не говорят, от чего умирает старая женщина, но это вот вообще неважно. Рак, старость, что угодно, просто вышел её срок. Нам и саму её практически не показывают, только в архивных кадрах, где она ещё здорова и полна каких-то бытовых забот и простых радостей. В этом, наверное, как раз и суть фильма. Умирает самый обычный человек, самый простой. Который не совершил за свою жизнь ничего выдающегося, просто достойно прожил и воспитал ребёнка. Две женщины прощаются со своей мамой и бабушкой, пока её нет. Потому что потом, видимо, будет не до того, надо будет физически ухаживать за ней и не останется времени на переживания. Ну или останется, но будет уже не то.

Пока же они вспоминают разные эпизоды из жизни бабушки и мамы и проживают их как будто заново. Это так называемое «поэтическое кино», в котором мало что происходит, оно полностью посвящено таким воспоминаниям и общению матери и дочери. Они, разумеется, не в самых лучших отношениях, они, разумеется, много ругаются, иначе бы это не было фильмом. Но отсутствующая мамма как будто мирит их, мирит именно тем, что других воспоминаний у них больше не будет, они теперь остаются одни и надо выстраивать отношения немного по-другому.

Напрямую о смерти в фильме почти не говорится, хотя зрителю чётко даётся понять, что происходит в жизни маммы и почему её нет в кадре. И всё же, хоть смерть как-то постоянно присутствует на периферии сознания героев, от фильма не веет безысходностью или обречённостью. Это, скорее, такое северное стоическое отношение к смерти как к естественной части жизни, хотя и самой последней её части. Самое лучшее в такой ситуации – это запомнить человека, каким он был в лучшие, спокойные, самые обычные минуты его жизни. Запомнить и передать другим. Я не изучал вопрос, но напрашивается мысль о том, что режиссёр Ээва Мяги сняла фильм о своей то ли маме, то ли бабушке, которую потеряла. Это очень личное высказывание и, пожалуй, один из лучших способов пережить потерю. Даже если мы ничего не знали о личности этой женщины, нам показывают, какой она была, как она задувала свечку на деньрожденьском торте, как она смеялась неизвестно чему, ещё что-то – очень бытовые вещи, и мы нельзя сказать, что узнаём её, но проникаемся этими отношениями, проникаемся этим человеком, проникаемся жизнью.

Такая удивительная штука получается, да. Фильм о смерти учит нас радоваться простым жизненным вещам. И, возможно, ценить их, пока они есть. Это ещё одно терапевтическое кино в нашем обезумевшем мире.



Комментариев нет:

Отправить комментарий