Ещё один фильм о разлуке („Mo mamma“, реж. Ээва Мяги, Эстония, 70 мин.)
П.И.Филимонов
То есть, конечно, не о разлуке, хотя в каком-то смысле всё-таки и о
разлуке. Так как-то получается, что фильмы в последнее время идут парами. Если
про самоубийство, то два фильма, если про музыкантов, то пачками, и вот ещё
один фильм про смерть близких, в пару к датскому «Навеки».
Фильм Ээвы Мяги, название которого одновременно и понятно без перевода, и в
то же время практически непереводимо, тоже говорит о смерти. Две женщины
переживают близкую смерть третьей. Мать и дочь собираются в загородном доме
своей соответственно мамы и бабушки, которая находится в больнице. Её
собираются оттуда выписать, как мы понимаем, только для того, чтобы она умерла
дома. Нам, как и в датском фильме, не говорят, от чего умирает старая женщина,
но это вот вообще неважно. Рак, старость, что угодно, просто вышел её срок. Нам
и саму её практически не показывают, только в архивных кадрах, где она ещё
здорова и полна каких-то бытовых забот и простых радостей. В этом, наверное,
как раз и суть фильма. Умирает самый обычный человек, самый простой. Который не
совершил за свою жизнь ничего выдающегося, просто достойно прожил и воспитал
ребёнка. Две женщины прощаются со своей мамой и бабушкой, пока её нет. Потому
что потом, видимо, будет не до того, надо будет физически ухаживать за ней и не
останется времени на переживания. Ну или останется, но будет уже не то.
Пока же они вспоминают разные эпизоды из жизни бабушки и мамы и проживают
их как будто заново. Это так называемое «поэтическое кино», в котором мало что
происходит, оно полностью посвящено таким воспоминаниям и общению матери и
дочери. Они, разумеется, не в самых лучших отношениях, они, разумеется, много
ругаются, иначе бы это не было фильмом. Но отсутствующая мамма как будто мирит
их, мирит именно тем, что других воспоминаний у них больше не будет, они теперь
остаются одни и надо выстраивать отношения немного по-другому.
Напрямую о смерти в фильме почти не говорится, хотя зрителю чётко даётся
понять, что происходит в жизни маммы и почему её нет в кадре. И всё же, хоть
смерть как-то постоянно присутствует на периферии сознания героев, от фильма не
веет безысходностью или обречённостью. Это, скорее, такое северное стоическое
отношение к смерти как к естественной части жизни, хотя и самой последней её
части. Самое лучшее в такой ситуации – это запомнить человека, каким он был в
лучшие, спокойные, самые обычные минуты его жизни. Запомнить и передать другим.
Я не изучал вопрос, но напрашивается мысль о том, что режиссёр Ээва Мяги сняла
фильм о своей то ли маме, то ли бабушке, которую потеряла. Это очень личное
высказывание и, пожалуй, один из лучших способов пережить потерю. Даже если мы
ничего не знали о личности этой женщины, нам показывают, какой она была, как
она задувала свечку на деньрожденьском торте, как она смеялась неизвестно чему,
ещё что-то – очень бытовые вещи, и мы нельзя сказать, что узнаём её, но
проникаемся этими отношениями, проникаемся этим человеком, проникаемся жизнью.
Такая удивительная штука получается, да. Фильм о смерти учит нас радоваться
простым жизненным вещам. И, возможно, ценить их, пока они есть. Это ещё одно
терапевтическое кино в нашем обезумевшем мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий