суббота, 30 марта 2024 г.

Жизнь совсем других

 

Жизнь совсем других («Зона интересов»/“The Zone Of Interest“, реж. Джонатан Глейзер, Великобритания-Польша-США, 105 мин.)

П.И.Филимонов

Фильм Джонатана Глейзера взял в этом году «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке,  и мне кажется, что другой рекламы даже и не надо. При всех размышлениях всех сетевых комментаторов о «заслуженности» или «незаслуженности» премии, «Оскар» всегда означает, как минимум, качество продукта.


Собственно, «Зона интересов» - очень простое кино. Мы видим повседневную жизнь одной немецкой офицерской семьи во время второй мировой войны. Со всеми её проблемами и маленькими радостями, со всеми маленькими семейными неурядицами и бытовыми интригами. Просто семья эта не совсем обычная. Это семья Рудольфа Хёсса, многолетнего коменданта Освенцима. И живут они в своём домике, который построен прямо у стен концлагеря. И всё то, что происходит за этими стенами, их как бы не касается, но на самом деле касается напрямую.

Если сам Хёсс – натура довольно деятельная, принимающая активное участие в жизни лагеря (например, он встречается с инженером, который предложил более эффективную систему уничтожения узников в газовых камерах, а потом и систему сжигания тел), то его домашние словно не в курсе о том, что происходит за стенами их дома. Но такое ощущение остаётся только до поры до времени, пока жена Хёсса не говорит что-то там набедокурившей служанке, что ещё одно такое нарушение, и она скажет мужу, который отошлёт служанку в газовую камеру.

Главной проблемой Хёсса в пределах фильма остаётся его возможный перевод. То ли в силу естественной ротации, то ли его методы уничтожения людей всё-таки не так эффективны, как могли были бы быть, но начальство хочет его из Освенцима удалить, заменить новым комендантом. Ни сам Хёсс, ни его жена этого не хотят. Они пригрелись, да и вообще человек – существо, не всегда склонное к переменам. И Хёсс пытается свой перевод то отсрочить, то оспорить – а как? Правильно, путём ещё более эффективной работы.

Немецкий философ и основательница теории тоталитаризма Ханна Арендт когда-то, по мотивам процесса над Адольфом Эйхманом, написала книгу под названием «Банальность зла». Суть книги, очень упрощённо, сводится к тому, что для того, чтобы творить абсолютное зло, не нужно быть суперзлодеем вроде комиксных или из фильмов про Джеймса Бонда. Самые ужасные вещи в мире творятся обычными людьми, которые всего лишь пытаются хорошо выполнять возложенные на них обязанности. И то, что обязанности эти заключаются в уничтожении миллионов людей, их не сильно волнует. Обязанности и обязанности.

Джонатан Глейзер, как мне кажется, в своём фильме этот тезис примерно и иллюстрирует. За всё кино мы почти не видим заключённых Освенцима, точнее, видим, без них никуда, если дом расположен впритык со стеной лагеря, но внимание на них не акцентируется совсем никак. Ходят и ходят со своими тележками. А потом не ходят. Потом ходят другие, а потом тоже не ходят. Рудольф Хёсс – не монстр, не кровожадный урод с железными зубами. Он обычный профессионал, рационализатор, крепкий хозяйственник.

И только периодические вставки с полустатичными кадрами под индастриал-музыку не дают зрителю впадать в благость.

Это тяжёлый, но важный фильм.



Комментариев нет:

Отправить комментарий