Внутри и снаружи («Анатомия
падения»/“Anatomie
d’une chute“ , реж. Жюстин Трие, Франция, 152 мин.)
П.И.Филимонов
Кажется, что весь мир уже посмотрел этот фильм – та часть мира, которой до
просмотра фильмов, понятно. И вот наконец он дошёл и до нас. Ну ладно, до нас,
он, скорее всего, дошёл немного раньше, примерно тогда же, когда и до всего
мира, которому до кино. До наших экранов он дошёл вот только что – и ладно.
Все, наверное, уже знают, о чём это. Мужчина выпадает из окна почти на
глазах своего сына. С той только оговоркой, что сын слепой и не видит, как
именно мужчина выпадает. В смысле, не видит не артистической составляющей выпадения, а
причины. И следователи постепенно начинают подозревать жену мужчины и мать
мальчика в убийстве мужа. И дальше мы перемещаемся между нетипичной для
европейского кинематографа (этот жанр дико популярен в США – в силу, видимо,
причин исторического характера, а в Европе – ну не сложилось как-то) судебной
драмой и драмой об отношениях, показываемой нам во флэшбеках.
Чтобы придать ситуации дополнительного перца, и погибший муж и
подозреваемая жена сделаны авторами фильма писателями, притом она намного более
профессионально успешна, чем он. Точнее, он совсем не успешен, он мучает свою
первую книгу, а она стабильно издаётся и имеет кое-какую популярность.
Естественно, рано или поздно возникает вопрос о плагиате, а не высосала ли,
дескать, жена из мужа все его творческие соки, а за ненадобностью и бросила – в
прямом смысле слова – на мороз?
Формально суд приходит к решению, но, по сути, всё всё равно возможно. Это
история не с одним, а сразу с несколькими открытыми концами, ни один из которых
нам с уверенностью не развязывают. Варианты, да, показывают – но всей правды –
всей правды мы никогда не узнаем. Если мы не верим решению суда, конечно.
Как мне кажется, этот фильм может заставить зрителя взглянуть на себя – и на
свои отношения, потому что он про это – с другой стороны. Грубо говоря, если
нам снаружи кажется, что мы правы, что это нас обижают и мешают нормально жить
и развиваться, то картина, наблюдаемая снаружи, может оказаться диаметрально
противоположной. Более того, иногда бывает и так, что внутри нам кажется, что
мы кого-то любим, а потом, при взгляде снаружи, оказывается, что ничто на это
не указывает. И главная героиня, и исполнении Сандры Хюллер, примерно в такой
ситуации и оказывается. Все её внутренние представления о своей семейной жизни
не выдерживают внешнего взгляда и рушатся прямо там, в помещении суда, даже
если сторона обвинения и работает на это сознательно, скидывая эти хрупкие
представления с балкона, как раньше, возможно, героиня Хюллер скинула мужа. Или
нет.
Что ж. Героиня Хюллер – писательница, и можно надеяться, использует этот
болезненный опыт при написании следующих произведений про отношения. Личный
опыт всегда помогает.
Ну и да, ещё можно считать банальную., но от этого не перестающую быть
верной истину о том, что мы в любом случае убиваем тех, кого любим, а особенно,
если в какой-то момент перестаём их любить. Или даже пусть не перестаём.
Человек – существо токсичное и опасное, долго безболезненно находиться с ним
рядом могут немногие насекомые и паразиты. Для особей своего вида это, как правило,
добром не кончается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий