Цели и средства, или Это многое объясняет
(«Учительская»/”Das Lehrerzimmer”, реж. Илькер Чатак, Германия, 98 мин.)
П.И.Филимонов
Возможно, потому, что сейчас всё или почти всё связывается с этим,
возможно, потому, что, как говорил Робер Брессон, дух летает, где хочет, но размышления
об этом фильме самым неожиданным образом навели меня на мысли о том, почему
западная (особенно немецкая, раз уж фильм немецкий) поддержка Украины в этой
войне складывается именно так, как складывается.
Молодая, но амбициозная учительница Клара Новак решает прояснить проблему,
которая какое-то время волнует и тревожит всю школу. Кто-то в школе ворует
вещи, как у учеников, так и у учителей. И нет никакой возможности узнать, кто,
пока Клара не устанавливает негласное видеонаблюдение за одной из
подозреваемых. И вот казалось бы, источник зла установлен, оно даже может быть
где-то искоренено, но на этом дело далеко не кончается. Видеонаблюдение не было
санкционировано, одобрено Бундестагом и Еврокомиссией, объекту наблюдения не
сообщили, о том, что наблюдение за ним ведётся, нарушены все существующие нормы
гуманизма и человеческого общежития. Воров, конечно, надо выявлять, но так, чтобы
к этому нельзя было подкопаться. И это даже не хрестоматийный случай с
советским ментом Жегловым и советским же карманником Кирпичом, это история, конечно,
в целом о том же, но на новом уровне, в условиях новой реальности – и здесь я
ещё не про войну.
Западная цивилизация (эк я обобщаю, конечно, но никуда от этих мыслей не
деться, а стриггерил их именно этот фильм) на её нынешнем, новоэтическом, так
сказать, этапе развития, почти не приспособлена к борьбе со злом. От школьных
краж до бомбёжки независимого государства. Как представляется мне, невозможно
бороться со злом так, чтобы руки борцов остались кристально чистыми и
благоухали бы лавандовым мылом. Возможно, конечно, это во мне тоже говорит моё
советское прошлое, возможно, что как раз реакция коллег учительницы Новак совершенно
нормальна, и буква закона должна главенствовать. Но ведь так можно поступать
только в той маловероятной ситуации, когда все участники признают одинаковые
правила игры. А если кто-то из участников эти правила постоянно меняет, да и
вообще играет во что-то совершенно своё – как вы можете с ним бороться,
придерживаясь ваших кодексов.
В каком-то смысле, самый-самый конец фильма «Учительская» вселяет надежду,
потому что, когда все эти несчастные мечущиеся гуманитарии окончательно
погрязают в собственных рефлексиях, они всё-таки берут себя в руки и вызывают
полицию – и уже та действует как полиция.
Но в целом нравственные муки героини фильма, невнятность реакций её коллег,
поведение учеников объясняют в текущей ситуации довольно много. Если не «как
заставить их думать по-другому», то хотя бы «почему они думают так, как думают».
Ну или нет – однозначного «потому что» фильм нам не даёт, но общая атмосфера
сумбура в головах показана в нём прекрасно.
При всём при этом, конечно, мальчик ни при чём, как говорил один упырь,
предшествовавший нынешнему, сын за отца не отвечает, но ведь не только в
мальчике дело. Фильм мог бы быть и поострее, но тогда я не знаю, школа вообще
развалилась бы сама по себе, без всякого внешнего воздействия, просто от
непреодолимых противоречий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий