понедельник, 18 марта 2024 г.

Цели и средства, или Это многое объясняет

 

Цели и средства, или Это многое объясняет

(«Учительская»/Das Lehrerzimmer”, реж. Илькер Чатак, Германия, 98 мин.)

П.И.Филимонов

Возможно, потому, что сейчас всё или почти всё связывается с этим, возможно, потому, что, как говорил Робер Брессон, дух летает, где хочет, но размышления об этом фильме самым неожиданным образом навели меня на мысли о том, почему западная (особенно немецкая, раз уж фильм немецкий) поддержка Украины в этой войне складывается именно так, как складывается.


Молодая, но амбициозная учительница Клара Новак решает прояснить проблему, которая какое-то время волнует и тревожит всю школу. Кто-то в школе ворует вещи, как у учеников, так и у учителей. И нет никакой возможности узнать, кто, пока Клара не устанавливает негласное видеонаблюдение за одной из подозреваемых. И вот казалось бы, источник зла установлен, оно даже может быть где-то искоренено, но на этом дело далеко не кончается. Видеонаблюдение не было санкционировано, одобрено Бундестагом и Еврокомиссией, объекту наблюдения не сообщили, о том, что наблюдение за ним ведётся, нарушены все существующие нормы гуманизма и человеческого общежития. Воров, конечно, надо выявлять, но так, чтобы к этому нельзя было подкопаться. И это даже не хрестоматийный случай с советским ментом Жегловым и советским же карманником Кирпичом, это история, конечно, в целом о том же, но на новом уровне, в условиях новой реальности – и здесь я ещё не про войну.

Западная цивилизация (эк я обобщаю, конечно, но никуда от этих мыслей не деться, а стриггерил их именно этот фильм) на её нынешнем, новоэтическом, так сказать, этапе развития, почти не приспособлена к борьбе со злом. От школьных краж до бомбёжки независимого государства. Как представляется мне, невозможно бороться со злом так, чтобы руки борцов остались кристально чистыми и благоухали бы лавандовым мылом. Возможно, конечно, это во мне тоже говорит моё советское прошлое, возможно, что как раз реакция коллег учительницы Новак совершенно нормальна, и буква закона должна главенствовать. Но ведь так можно поступать только в той маловероятной ситуации, когда все участники признают одинаковые правила игры. А если кто-то из участников эти правила постоянно меняет, да и вообще играет во что-то совершенно своё – как вы можете с ним бороться, придерживаясь ваших кодексов.

В каком-то смысле, самый-самый конец фильма «Учительская» вселяет надежду, потому что, когда все эти несчастные мечущиеся гуманитарии окончательно погрязают в собственных рефлексиях, они всё-таки берут себя в руки и вызывают полицию – и уже та действует как полиция.

Но в целом нравственные муки героини фильма, невнятность реакций её коллег, поведение учеников объясняют в текущей ситуации довольно много. Если не «как заставить их думать по-другому», то хотя бы «почему они думают так, как думают». Ну или нет – однозначного «потому что» фильм нам не даёт, но общая атмосфера сумбура в головах показана в нём прекрасно.

При всём при этом, конечно, мальчик ни при чём, как говорил один упырь, предшествовавший нынешнему, сын за отца не отвечает, но ведь не только в мальчике дело. Фильм мог бы быть и поострее, но тогда я не знаю, школа вообще развалилась бы сама по себе, без всякого внешнего воздействия, просто от непреодолимых противоречий.



Комментариев нет:

Отправить комментарий