По накатанной («Загадка Яана Ниманда», реж. Каур Кокк, Эстония, 105 мин.)
П.И.Филимонов
Помните, мы несколько раз уже обращали ваше внимание, на то, что
отечественные кинематографисты в последнее время ударились в жанр? Они как бы
коллективно попробовали всего понемножку и, видимо, теперь будут отсекать
ненужное. И да, кажется, у них уже формируется некоторое коллективное
бессознательное. Или даже сознательное, кто ж их разберёт. Посмотрев на
относительный успех у критиков фильмов «Ноябрь», «Рукле» и им подобных,
коллективный разум наших кинематографистов, кажется, уверился, что лучше всего
им – в среднем – удаются фильмы в редком, но, видимо, локально востребованном
жанре фолк-хоррора. То есть, какой-нибудь не слишком линейно объясняемой
истории с национальным колоритом.
Таков и дебютный фильм Каура Кокка «Загадка Яана Ниманда». Это непонятно по
фильму, но раз написано в аннотации, то мы не можем этому не верить, и действие
действительно происходит в период Северной войны России и Швеции. В необозначенной, но явно заброшенной
локации, на живописном скалистом берегу Пеэтер Волконски и его коллега-слуга
одного остзейского барона находят почти бездыханное тело мужчины, который, как
водится, ничего не помнит относительно своего происхождения и способов
проникновения на живописный пляж. Насколько я понимаю , фамилию Ниманд либо
придумали, либо взяли из литературного первоисточника (если таковой имеется),
потому что в оригинале мужика зовут, точнее, называют, Пыргу Яан (так же
называется и сам фильм по-эстонски). Насколько я помню из курса немецкого
языка, которому я учился, по выражению классика, понемногу и как-нибудь, «niemand» по-немецки – никто. Так что оба прозвания,
которые употребляются создателями фильма (в фильме его вроде бы так не
называют, хотя я мог и забыть) по-разному, но одинаково интригующе намекают нам
на личность неизвестного. Потом – точнее, не только потом, а и раньше – на то
кинематографистам даны флэшбеки – в округе начинают происходить зловещие
события с участием четырёх всадников. Намёк совсем прозрачный, требующий
минимальной подготовки, но, подозреваю, радость опознавания, в том случае, если
такая подготовка имеется, может оказаться невыразимой. И в общем эти события
так или иначе замешаны на этом самом загадочном мужике. Потом происходит
кульминация, мужик называет себя – притом непонятно, открывает ли он барону
взаправдашнюю правду, или это он в своей голове придумал себе новую
страдательную роль – потом появляются всадники (этот момент прямо совсем
похож-похож на фильм «Рукле»), скачут вокруг да около, большую часть фильма
играет тревожная музыка, и наступает открытый конец.
Нельзя сказать, что это произведение искусства уж совсем вторично или
третично, но то, что это дебютный фильм автора, чувствуется невооружёнными
щупальцами. Да, очень редко в любом виде искусства можно встретить незамутнённый образец
оригинальности, как правило, любой творец в той или иной степени всё равно
занимается компиляцией. Просто, вероятно, так совпало, что просмотрев все
выходившие на экраны страны художественные фильмы отечественного производителя
за последние года три, я понахватался умения считывать цитаты или распознавать
влияния – или придумывать себе эти два навыка.
У фильма будет, конечно, будет какая-то своя восторженная пресса, у меня
же, к сожалению осталось впечатление, немного похожее на впечатления от
конкурса «Евровидение», особенно в понимании его механизмов работы некоторыми странами. Если на конкурсе
этого года побеждает что-то этническое, на следующий непременно едут местного
разлива бурановские бабушки. Если бабушкам переходит дорогу, допустим,
электронный исполнитель, то на следующий год от страны едет доморощенный Дэвид
Гетта, не меньше, чтобы быть сметённым с баллового табло каким-нибудь незатейливым
португальским шансоном. Всё время пытаются делать по победным лекалами прошлого
года, а мода не стоит на месте. Надо бы жить по принципу игры «Пойми меня» с
восхитительным Олегом Марусевым – была такая передача на каком-то из российских
телеканалов в девяностые годы. «Повторов не было!» - периодически восклицал он
поставленным голосом конферансье. Хорошо бы и здесь бы тоже бы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий