пятница, 14 сентября 2018 г.

Неоскар


(«Возьми или оставь», реж. Лийна Тришкина-Ванхатало, Эстония, 102 мин.)
П.И.Филимонов
Как уже сообщал Киноптикум, этот фильм выдвинут в этом году от Эстонии на соискание «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. С достаточно большой долей уверенности можно констатировать, что «Оскара» он не получит, более того, даже в финальную пульку номинантов, боюсь, не войдёт. Если вдруг ошибусь, выходит, я плохо разбираюсь в предмете, буду готов покаяться и съесть своё что-нибудь из холодильника. Попытаюсь объяснить, почему я так думаю.
Фильм – ещё один довольно приятный пример чисто жанрового кино, которые стали в Эстонии в последнее время активно вылезать, как грибы после дождя. На этот раз мы имеем дело с практически незамутнённым образцом мелодрамы, правда, не любовной, что обыкновенно бывает для этого жанра характерно. Хотя, с другой стороны, почему не любовной? Любовь отца к своему ребёнку – это тоже один из видов любви, как там их классифицировали древние греки. Бывшая девушка сообщает обыкновенному молодому раздолбаю Эрику, что только что родила ребёнка, и утверждает, что ребёнок от него. Сама девушка говорит, что ещё не готова к материнству, а Эрик, движимый поначалу непонятно чем, решает, что будет растить дочь один.



Это, по сути, вся сюжетная коллизия. Дальше происходят полтора часа умилительного описания трудностей и перипетий жизни молодого отца-одиночки, не сильно обеспеченного финансово. Здесь есть примерно всё, что только можно приплести к этой истории, полная классика жанра: трудности с работой, непонимание в собственной семье, проблемы в отношениях с противоположным полом, неумение и постепенное обучение трудному делу ухода за ребёнком, усталость и желание всё бросить, раскаяние и возвращение. Естественно, со временем отец проникается к своей взрослеющей дочери родительской любовью, естественно, она становится центром его существования, естественно, под конец до кучи появляется родная мамаша ребёнка и с какого-то перепугу пытается отсудить ребёнка у отца.
Всё мило, сентиментально, но без пережимания на слезодавильные железы граждан, до приторности не доходит. Режиссёр Лийна Тришкина-Ванхатало как-то умеет вовремя остановиться или вставить уместную комическую сцену в общий мимимишный строй картины. В общем, на раз посмотреть – так даже и некоторым образом гордишься, что теперь наши и такое снимать умеют. Но вот мысли об «Оскаре», к сожалению, не дают покоя. Кто это придумал? По каким критериям выбрали именно это кино? Для «Оскара», даже если мы примем за аксиому тот далеко не факт, что американское кино (допустим) примитивнее и проще европейского, что американцы (допустим) понимают только простые истории с ясно считывающейся моралью, всё равно для «Оскара» этот фильм – ну, уж как-то слишком элементарен. Нет в нём того, чего в конце достаточно уверенно ожидаешь – того, что эстонцы называют словом “konks”, и что сложно переводится на русский как «неожиданный поворот сюжета». Или характера, что было бы ещё интереснее. Всё гладко, всё без эксцессов, без изменения персонажей, по большому счёту. Немножко чуть-чуть слишком примитивно. Вот. Да. Я сказал это слово. При этом, не из банального патриотизма, но из любви к истине ещё раз подчеркну, что смотреть этот фильм интересно ровно столько времени, сколько длится сеанс. После окончания сеанса его некоторая лубочность и излишняя простота оставляет осадок недоумения. Возникает один простой вопрос, на который, боюсь, ни авторы фильма, ни люди, придумавшие выдвинуть его на «Оскар», ответить не смогут. Хочется их спросить: и чо?    



Комментариев нет:

Отправить комментарий