пятница, 7 июня 2024 г.

Ночь в Тегеране

 

Ночь в Тегеране («Критическая зона»/ Mantagheye bohrani”, реж. Али Ахмадзаде, Иран-Германия, 100 мин.)

П.И.Филимонов

Фильм молодого иранского режиссёра Али Ахмадзаде невольно и сильно напоминает Джармушевскую «Ночь на Земле», но разве что исключительно тем, что почти всё действие происходит внутри автомобиля, такси-не такси, не так важно, пассажиры которого меняются, а водитель остаётся одним и тем же. Скорее всего, по задумке он должен напоминать «Таксиста» Панахи, но напоминательные механизмы в нашем организме – штука весьма своевольная, и ничего с ней сознательно поделать нельзя.



Молодой человек Амир разъезжает на своём такси по ночному Тегерану, продавая разным людям наркотики разного рода. Это немножко похоже на таллиннское «Алко-таксо», только с гораздо большей степенью риска. Как известно, иранские законы суровы, нам конкретно не говорят, что будет с Амиром, если его поймают, но что-то кажется, что ничего хорошего.

Режиссёр ясно даёт нам понять, что кроме вот этой службы доставки, у Амира в жизни больше нет ничего, разве что собака Мистер Фред, преданно ждущая его дома. Его жена или девушка бросила его, что мы узнаём в процессе его ночных приключений, когда он заезжает к ней на работу, и для него это стало существенным потрясением. Так что доставка наркотиков клиентам – это его терапия, его спасение, его призвание, образ жизни и главное содержание фильма.

На своём пути он встречает самых разных клиентов, знакомых и незнакомых, с некоторыми из них у него давно установлена связь, которая является чем-то большим, чем просто взаимоотношения продавца и покупателя. С кем-то можно поговорить о жизни, о политике и тяжёлой жизни иранских стюардесс. С кем-то можно просто поорать на проезжающие мимо машины, с кем-то довольствоваться чисто деловыми отношениями.

И как будто в фильме больше ничего не происходит, ровно так же, как в «Ночи на Земле», и как будто всё, что нам хочет показать режиссёр – это особенности торговли травой и другими наркотиками в ночном Тегеране, и как будто именно таким образом он и бунтует против тоталитаризма, уже давно установленного в его стране, а всё равно создаётся некоторое ощущение лёгкости, ощущение того, что пока такие люди, как Амир, разъезжают по ночам на своём «наркотаксо» по самым разным городам самых разных континентов, мир наш не обречён, у мира нашего есть какие-то шансы остаться тем же весёлым и  прикольным местом, которым мы его некогда знали.

И вот знаете, да, не исключено, совсем не исключено, что это и есть один из лучших способов борьбы с тоталитарными режимами – показывать, что, чтобы там ни творилось внутри, какие бы гайки ни закручивались и сколько бы репрессий ни обрушивалось на головы бедного населения, люди всё равно остаются теми же, их страсть к запретным и полузапретным удовольствиям ничем нельзя искоренить. Один из самых прекрасно сыгранных непрофессиональными актёрами моментов в этом фильме – это когда подруга Амира, та самая стюардесса, которая помогает ему с поставками товара и составляющих из Европы, преподносит ему сюрприз в виде двух банок пива «Туборг». Которое, суда по тому удовольствию, с каким его поглощает Амир, для местных властей едва ли не страшнее кокаина и морфия. Жизнь побеждает, и не потому, что, как пелось в одной старой песне одной местной панк-группы, „Õlu on elu“. Просто потому, что любые проявления жизни, даже такие, которые в конечном счёте подрывают здоровье и ведут всё к той же неминуемой смерти, на коротком участке являют торжество бунта, страсти и свободы от вот этого всего.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий