Молекулярный кинематограф («Не ждите слишком многого от конца света»/“Nu aștepta prea mult de la sfârșitul lumii”, реж. Раду Жуде, Румыния-Хорватия-Франция-Люксембург, 163 мин.)
П.И.Филимонов
Раду Жуде – один из главных режиссёров
Европы прямо сейчас. А может быть, и мира. Если кто не в курсе или забыл, это
человек, который снял совершенно невероятный фильм «Мне плевать, если мы войдём
в историю как варвары», и очень смешной «Неудачный трах, или Безумное порно».
Это человек, для которого, кажется, в кинематографе нет табу, и даже не в
смысле тем или сюжетов, а в смысле того, как это всё устроено.
Я вот о чём. Взять какого-нибудь ну
самого безумного из возможных режиссёров (не Дерека, например, Джармена, потому
что тогда мой пример будет неудачным), вот хоть Дэвида Линча. При всём уважении
к этому художнику, при всей культовости его статуса и прочем-прочем-прочем, что
мы можем сказать про фильмы Линча? Их, как правило, хрен поймёшь, но они укладываются
в канон. То есть, ты смотришь фильм Линча, ты не понимаешь, что происходит, но
понимаешь, что ты смотришь кино. С завязкой, кульминацией, развязкой, пусть
иногда скомпонованными в произвольном порядке (это уже к Тарантино, но неважно),
но они там есть. Или нет, уточню. У всех этих самых безумных режиссёров,
которые не занимаются видеоартом, а работают в поле именно стандартного
кинематографа, ты понимаешь, что ты смотришь художественный фильм. (Теперь
исключим из канона Алексея Федорченко, и что-то как-то слишком много
накапливается исключений). Когда ты смотришь фильмы Раду Жуде, ты не очень
понимаешь, что ты смотришь. Художественный это фильм, видовой, рекламный, хоум-видео, что вообще? При этом ты прекрасно понимаешь всё, что происходит
на экране. Анжела разъезжает по Бухаресту в поисках человека, который наиболее
удачным образом впишется в ролик социальной рекламы о технике безопасности на
производстве. Это её работа, она что-то типа кастинг-агента. Ролик должен быть в
том духе, что человек, травмированный в результате несчастного случая на
производстве (в итоге её выбор падает на человека в инвалидной коляске) рассказывает
о том, что причиной его травмы была его собственная неосторожность и несоблюдение
техники безопасности. И, на собственном примере, советует другим носить каску,
не стоять под стрелой и не гулять по путям. В промежутках между своими
встречами с потенциальными героями рекламного фильма Анжела записывает ролики в тик-токе
от лица какого-то безумного сексуально озабоченного мужика. Этого образа она
достигает при помощи использования фильтров, но выглядит он максимально крипово
и максимально на мужика не похоже, создавая некоторый эффект зловещей долины,
но как-то в комическом ключе.
Во второй части фильма мы наблюдаем,
собственно, процесс съёмок ролика с отобранным кандидатом и его семьёй.
Фактически в полном объёме, без купюр. Ещё в фильм вставлены фрагменты
документалки, снятой в восьмидесятых в социалистической Румынии, о сложной судьбе
одной из первых в Бухаресте женщин-таксистов.
Это как бы и всё, никаких спойлеров тут
нет, это не фильм, за сюжетом которого вы будете следить, ёрзая в кресле и забывая
прожевать поп-корн. (Так-то я надеюсь, что вы вообще не жрёте его в кинотеатрах,
но не буду осуждать, даже если и да).
Комментариев нет:
Отправить комментарий