Как объяснять искусство живому охраннику
(«Янник»/“Yannick“, реж.
Кентен Дюпьё, Франция 67 мин.)
П.И.Филимонов
Что-то случилось с Кентеном Дюпьё. Возможно, он представил себя новым Вуди
Алленом или Альфредом Хичкоком. Может быть, он просто переел витаминов. В любом
случае, он стал выдавать на-гора примерно один фильм в полгода. Да, они у него
короткие, да, каждый новый ещё короче предыдущего, да, «Янник», например, идёт
вообще всего час, но тем не менее – всё это полноценные художественные фильмы,
каждый из которых имеет замысел, требует подготовки, съёмочного процесса и так
далее.
Что-то случилось и с нашими прокатчиками. В какой-то момент своей жизни
очень они, кажется, Кентена Дюпьё полюбили нежной любовью и не могут перестать
покупать каждый следующий его фильм. Справедливости ради, Дюпьё в своих полу-абсурдистских,
полу-постмодернистских, полу-кто там его знает каких ещё опусах пока ни разу не
повторялся. А «Янник», пожалуй, по целостности высказывания вообще пока
превосходит все его предыдущие фильмы.
В каком-то парижском театре идёт какой-то спектакль. Не слишком, судя по
всему, популярный, потому что зал не заполнен даже и наполовину. В спектакле
заняты всего три актёра, он, видимо, про отношения, но это не так важно.
Потому что где-то в середине спектакля в зрительном зале встаёт чувак, как
раз и представляющийся Янником, и начинает задавать неудобные вопросы. Точнее,
он даже не задаёт вопросы, он, скорее, представляет собой самую доступную критику
– критику снизу, критику без посредников. Он заявляет актёрам, что чего-то его
этот спектакль не вставляет, и предполагает, что это потому, что пьеса плоха, а
актёры не стараются. Остальной зрительный зал, надо сказать, вроде бы с ним не
согласен, но их тоже несильно кто спрашивает.
Поначалу актёрам удаётся уговорить Янника просто уйти, но, когда он уже
берёт в гардеробе театра свою кожаную куртку, он слышит доносящийся из зала
смех, вызванный не ходом пьесы (хотя ему об этом и неизвестно), а тем, что
возмущённые его вмешательством актёры не могут удержаться от того, чтобы не
спародировать его манеру говорить, поглумиться над ним прилюдно. Они ещё не знают,
что у Янника, который работает охранником на парковке, есть в кармане куртки
пистолет. И когда он возвращается в зал, он уже вооружён этим решительным
аргументом. Как известно, добрым словом и пистолетом можно достичь большего,
чем просто добрым словом.
И тут он предлагает актёрам такой вариант. Он, Янник, прямо тут на месте,
напишет им новую пьесу, они её разыграют, и все увидят, что а) предыдущая пьеса
была говном, и б) что актёры не слишком старались, потому что – смотри пункт а.
В этой странной истории Дюпьё, как кажется, размышляет не о чём-нибудь там,
а о целой природе творчества, о том, как объяснять искусство мёртвым кроликам и
живым охранникам, и о том, может ли кухарка управлять государством. А под дулом
пистолета?
Ждать однозначных выводов от Кентена Дюпьё было бы наивно, но своё мнение
он, в той или иной степени, высказывает. Всё зависит от средств воздействия. Избитую
истину о том, что на искусство влияет не только его производитель, но и (в гораздо
большей степени) его потребитель, никто не отменял.
Комментариев нет:
Отправить комментарий