Говорящая фамилия Адама Драйвера («Феррари»/“Ferrari“, реж. Майкл Манн, США, 131 мин.)
П.И.Филимонов
Что мы знали о жизни Энцо Феррари до того, как посмотрели этот фильм?
Крайне мало. Был такой человек, основал известную автомобильную компанию, любил
красный цвет и гонки. Что мы знаем об Энцо Феррари после того, как посмотрели
этот скучнейший байопик? Немногим более. Был такой человек, основал известную
автомобильную компанию, любил красный цвет и гонки, много лет жил на две семьи.
Как бы всё. В таком случае – в чём цимес этого фильма? Я вижу много
вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, показать, как шикарно Адам Драйвер
может изображать итальянского бизнесмена средних лет. Не сказать, что он прямо
играет-играет Энцо Феррари, скорее, именно изображает. Адам Драйвер,
безусловно, очень хороший актёр, но никаких особенно сложных психологических
задач режиссёр в этом фильме перед ним, кажется, не ставит. Азарт,
нерешительность человека, мечущегося между двумя семьями, и упрямство – вот три
основные эмоции, которые Адам Драйвер нам в этом фильме показывает. Примерно с
одинаковым выражением лица и с одинаковым итальянским акцентом. Тоже, конечно,
смешно – это как грузинские актёры в советских фильмах говорили между собой да,
по-русски, но с неизбежным грузинским акцентом – тут тебе и русификация, и как
бы национальный колорит в одном флаконе.
Или для того, чтобы подчеркнуть иронию фамилии Драйвера, который во второй
уже раз, как минимум (после «Паттерсона») играет персонажа, тесно связанного с
вождением транспортных средств.
Или для того, чтобы показать, как с возрастом Пенелопа Круз всё больше напоминает
классических итальянских красавиц неореализма – Софию Лорен, Клаудию Кардинале,
Монику Витти – в их лучшие годы. И это идёт ей только на пользу.
Или затем, чтобы порадовать любителей автомобильного ретро – «Феррари»
пятидесятых выглядят в фильме волшебно и божественно, как бы далёк от автомании я ни был, я бы и сам
с удовольствием на такой прокатился.
В остальном сложно найти отправные пункты. Обычно при съёмках байопика для
режиссёра важно найти точку входа, если можно так выразиться, какую-то
неочевидную (ну, или очевидную, если режиссёр похуже) историю из жизни
описываемого персонажа, в которой он раскрывается, должен принимать решение,
формируется как тот человек, которого мы потом узнали, и так далее. Майкл Манн –
а это, между прочим, тот человек, который снял классическую "Схватку" с Де Ниро и
Пачино – не находит ничего более интересного, чем описать нам неверность Энцо и
отношение его жены к этой неверности.
Так-то, конечно, это новое, что в искусстве, что в жизни – бизнесмен средних
лет имеет любовницу и сына от неё. Вот прямо никогда такого ещё не было. Режиссёрская
находка.
С другой стороны, может быть, зря я так на бедного Манна ополчился. Может
быть, жизнь Энцо Феррари действительно была такой бессобытийной, что ничего
другого оттуда извлечь было нельзя. А тут хоть машинки летают, аварии,
катастрофы, оторванные ноги. Ну и становление автомобильной империи. И зализанный
Адам Драйвер. Ну ладно, пусть уж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий