Как просрать миллион
(«Блэкберри»/“Blackberry”, реж. Мэтт Джонсон, Канада, 121 мин.)
П.И.Филимонов
Этот фильм хорошо сопоставлять с вышедшим
буквально месяцами ранее «Эйром». Оба фильма открывают (может быть, нет, но я
прежде не видел таких североамериканских производственных драм) новый поджанр в
кинематографе – истории о компаниях, которые стали успешны, не имея во главе
одного харизматичного лидера, больше за счёт умной и самоотверженной работы команды,
всего коллектива сотрудников, ну и малой доли гениальности, озарения кого-то из
них в нужный момент времени.
Хотя не совсем так, всё-таки. В обеих компаниях
– точнее, в обоих фильмах – нам представлены классические бизнес-визионеры,
которые, если им не будут мешать окружающие и обстоятельства, способны
сворачивать горы и мостить новые вселенные, безусловные фрики со своими
тараканами в головах, на которых, во многом, сюжет и строится. В «Эйре» это
персонаж Мэтта Дэймона, менее фриковатый, но там его здорово оттеняют
сотрудники. В «Блэкберри» - это персонаж Джейка Барушеля – совершенно
классический айтишник с неразвитыми социальными навыками и полным набором
разного рода странностей (возьмите хоть его крестовый поход против белого
шума).
Разница заключается в том, что в «Эйре»
визионерство и «внекоробочное мышление» персонажа Дэймона опираются на
поддержку его босса, в том числе и финансовую, и окружаются его многочисленными
коллегами, которые в него верят и дополняют его странности своими. В
«Блэкберри» же Майку Лазаридису, которого, собственно, и играет Барушель,
приходится одновременно испытывать айтишные инсайты и руководить компанией.
Сначала захудалой, и это у него худо-бедно получается, несмотря на всё
возможное противодействие его лучшего друга – инициативного идиота Дага Фрегина
(роль, которую забрал себе хитрый режиссёр фильма Мэтт Джонсон, хитрый потому,
что это прямо самая выигрышная и запоминающаяся роль во всей истории). А потом
процветающей, руководство которой он вынужден, правда, делить с поверившим в
его талант Джимом Бэлсилли. И вот с ним, судя по фильму, не всё так просто.
Джим Бэлсилли больше про себя в бизнесе, больше
про личное процветание, а не про процветание компании, больше про обогащение и
– почему нет – даже про уклонение от налогов и прочие околозаконные
манипуляции. Он поступил рискованно и альтруистически (по фильму) ровно один
раз, и вознамерился пожинать плоды этого поступка до скончания веков. А так в
бизнесе, о котором я, разумеется, ничего не знаю и сужу только по этому кино,
оно не работает.
«Блэкберри» вообще показывает нам, что почивать
на лаврах, переставать хоть на мгновение держать нос по ветру и не прекращать
визионировать ни на секунду (если вы понимаете, о чём я) – смерти подобно. При
наличии конкуренции и отлаженного у соперников конвейера по производству рискованных, но
оправдывающих себя решений, при продолжении страусиного и немного инфантилистского
подхода одного из владельцев компании и всепобеждающем желании личного
обогащения у второго, любая компания, видимо, обречена повторить судьбу Research in Motion. Это суровый мир, там сжирают и
не смотрят на то, что ты изобрёл смартфон. Нагонят и всё отнимут.
«Блэкберри» очень легко смотрится, практически
на одном дыхании, даже при том, что большинство профессиональных терминов, там
используемых, будут понятны немногим. Степень, например, моего погружения в
вопрос иллюстрирует хотя бы тот факт, что до просмотра кино я был уверен, что
«Блэкберри» - британская компания.
Истории падения и в кино, пожалуй, намного поучительнее и
интереснее, чем истории взлёта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий