пятница, 2 июня 2023 г.

Как просрать миллион

 

Как просрать миллион

(«Блэкберри»/“Blackberry”, реж. Мэтт Джонсон, Канада, 121 мин.)

П.И.Филимонов

Этот фильм хорошо сопоставлять с вышедшим буквально месяцами ранее «Эйром». Оба фильма открывают (может быть, нет, но я прежде не видел таких североамериканских производственных драм) новый поджанр в кинематографе – истории о компаниях, которые стали успешны, не имея во главе одного харизматичного лидера, больше за счёт умной и самоотверженной работы команды, всего коллектива сотрудников, ну и малой доли гениальности, озарения кого-то из них в нужный момент времени.



Хотя не совсем так, всё-таки. В обеих компаниях – точнее, в обоих фильмах – нам представлены классические бизнес-визионеры, которые, если им не будут мешать окружающие и обстоятельства, способны сворачивать горы и мостить новые вселенные, безусловные фрики со своими тараканами в головах, на которых, во многом, сюжет и строится. В «Эйре» это персонаж Мэтта Дэймона, менее фриковатый, но там его здорово оттеняют сотрудники. В «Блэкберри» - это персонаж Джейка Барушеля – совершенно классический айтишник с неразвитыми социальными навыками и полным набором разного рода странностей (возьмите хоть его крестовый поход против белого шума).

Разница заключается в том, что в «Эйре» визионерство и «внекоробочное мышление» персонажа Дэймона опираются на поддержку его босса, в том числе и финансовую, и окружаются его многочисленными коллегами, которые в него верят и дополняют его странности своими. В «Блэкберри» же Майку Лазаридису, которого, собственно, и играет Барушель, приходится одновременно испытывать айтишные инсайты и руководить компанией. Сначала захудалой, и это у него худо-бедно получается, несмотря на всё возможное противодействие его лучшего друга – инициативного идиота Дага Фрегина (роль, которую забрал себе хитрый режиссёр фильма Мэтт Джонсон, хитрый потому, что это прямо самая выигрышная и запоминающаяся роль во всей истории). А потом процветающей, руководство которой он вынужден, правда, делить с поверившим в его талант Джимом Бэлсилли. И вот с ним, судя по фильму, не всё так просто.

Джим Бэлсилли больше про себя в бизнесе, больше про личное процветание, а не про процветание компании, больше про обогащение и – почему нет – даже про уклонение от налогов и прочие околозаконные манипуляции. Он поступил рискованно и альтруистически (по фильму) ровно один раз, и вознамерился пожинать плоды этого поступка до скончания веков. А так в бизнесе, о котором я, разумеется, ничего не знаю и сужу только по этому кино, оно не работает.

«Блэкберри» вообще показывает нам, что почивать на лаврах, переставать хоть на мгновение держать нос по ветру и не прекращать визионировать ни на секунду (если вы понимаете, о чём я) – смерти подобно. При наличии конкуренции и отлаженного у соперников конвейера по производству рискованных, но оправдывающих себя решений, при продолжении страусиного и немного инфантилистского подхода одного из владельцев компании и всепобеждающем желании личного обогащения у второго, любая компания, видимо, обречена повторить судьбу Research in Motion. Это суровый мир, там сжирают и не смотрят на то, что ты изобрёл смартфон. Нагонят и всё отнимут.

«Блэкберри» очень легко смотрится, практически на одном дыхании, даже при том, что большинство профессиональных терминов, там используемых, будут понятны немногим. Степень, например, моего погружения в вопрос иллюстрирует хотя бы тот факт, что до просмотра кино я был уверен, что «Блэкберри» - британская компания.

Истории падения и в кино, пожалуй, намного поучительнее и интереснее, чем истории взлёта.



Комментариев нет:

Отправить комментарий