In your head, in your head they are fighting
(«Белфаст», реж. Кеннет
Брана, Великобритания 98 мин.)
Когда я слышу про беспорядки и столкновения в Белфасте, первое, что мне
вспоминается, это Долорес О´Риордан, покрашенная в золотую краску. Таково уж влияние
культуры на историю, что спустя время, которое лечит раны, мы помним уже не
само событие, а его отражение в том или ином знаковом произведении. Вполне
возможно, когда нынешняя война закончится справедливой победой Украины и
пройдут годы, люди будут помнить о ней, в том числе, по стихотворению про
русский военный корабль.
Но это я так. «Белфаст» Кеннета Браны – о конце шестидесятых, о начале
очередного витка в бесконечном конфликте католиков и протестантов в этом
отдельно взятом уголке Европы. И показана эта история глазами маленького
мальчика, который толком ещё ничего не понимает, понимает только, что жизнь
вдруг радикальным образом поменялась и лишилась всякой возможности на
возвращение к нормальности. Мальчик ещё по инерции продолжает играть, но его
игры заканчиваются прямо в кадре, по крайней мере, игры на той территории, на
которой он родился.
Люди довольно долго, большую часть фильма, пытаются приспособиться к
меняющимся обстоятельствам – и это притом, что, хоть напряжённость и сохраняется
постоянно, прямых столкновений каждый день не происходит. Пытаются принять
наступившие изменения, подстроить под них свою жизнь. Они проводят с детьми
беседы насчёт того, что нужно говорить на улице, если их спросят, католики они
или протестанты (спойлер – почти нет никакого варианта правильного ответа, всё
зависит от того, угадаешь ли ты, кто и зачем тебя спрашивает), они по
возможности учат детей, что мародёрство – это плохо, они не хотят уезжать из
родного города.
Брана снимал про своё детство. Он сам родился в Белфасте, он сам в
девятилетнем возрасте вместе с родителями переехал на север Англии, спасаясь от
столкновений, грозивших перерости в полноценную гражданскую спецоперацию. Ему
самому пришлось в Англии избавиться от своего ирландского акцента, чтобы
перестать быть объектом буллинга со стороны весёлых одноклассников.
Как мы уже говорили в связи с «Рукой бога» Соррентино, про своё детство
почти у всех режиссёров получается снимать хорошо. «Белфаст» - не исключение.
Это личное кино, личная драма Браны, который, как кажется сейчас, постфактум, не
был бы тем, кем он стал, если бы не эта детская история – не буду называть её
травмой, лично с Браной я не знаком, а по «Белфасту» впечатления травмы у
главного героя не создаётся. Но вот кажется, что если бы Брана остался в
Северной Ирландии и строил бы свою кинокарьеру там, это была бы совсем другая
кинокарьера. Не такая вылизанная, что ли.
Плюс ко всему «Белфаст» - это картинка эпохи. Картинка благополучной жизни
в самом конце шестидесятых в провинциальном – хоть и столичном – городе
Великобритании, о которой нам здесь, в силу разных причин, достаточно мало
известно. Посмотрите на эти двери домов, открывающиеся на улицу, как наши/ваши
дачи открываются на веранды, без всякого крыльца, подъезда, парадного.
Посмотрите на эти моды – такое ощущение, что женщины, хотя вроде уже, пусть
даже чисто теоретически, и знающие о феминизме, одевались исключительно с целью
быть воспринимаемыми как сексуальные объекты (хотя, возможно, это влияние весны
на зрителей фильма). И на фоне того, что происходит сейчас, да и не только,
белфастские столкновения 1969 года не выглядят чем-то ужасающим и бросающим в
дрожь, но жизнь семьи главного героя фильма они разрушают бесповоротно. Как
хрупко всё, как всё непрочно, как легко ломается и как тяжело потом склеивается
заново.
Хотя, на мой взгляд, вот именно с этим ощущением Брана в «Белфасте» и не
дожал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий