Нелепый бег навстречу друг другу
(«Лакричная пицца», реж. Пол
Томас Андерсон, США, 133 мин.)
П.И.Филимонов
В определённой среде принято считать, что Пол Томас Андерсон – гений кино,
и истина эта, по мнению этой определённой среды, не требует доказательств. Они
считают, что это – один из ряда общеизвестных банальных фактов: Волга впадает в
Каспийское море, лошади едят траву и овёс, перед грозой так пахнут розы, Путин
– военный преступник, Пол Томас Андерсон – гений кинематографа. И он типа
доказал это всем своим предыдущим творчеством, поэтому каждым новым фильмом ему
уже не надо этого доказывать.
Так вот, во-вторых, надо. Потому что не бывает вечных гениев, к сожалению.
Потому что, вот, например, горячо нами любимый Педро Альмодовар явно что-то в
последнее время подсдал и не выдаёт на-гора столь же прекрасные в своём
бесконечном хаосе фильмы, как те, что его в наших глазах возвысили.
А во-первых, не знаю про предыдущее творчество. Да, Пол Томас Андерсон
наснимал много и наснимал достаточно разноплановых фильмов, таких как
«Магнолия», «Невидимая нить» или «Нефть», каждый из них, бесспорно, хорош, но
говорить от гениальности – не знаю.
Впрочем, мы здесь собрались не на товарищеский суд над Полом Томасом, а на
обсуждение конкретного фильма. Так вот, «Лакричная пицца» - это хорошо. Это
история любви, которая притворяется дружбой. Это погружение в совершенно нам
(до сих пор) непонятный американский образ жизни, где уже в 15 лет можно
владеть компанией, а чуть позже открывать зал игровых автоматов, это взгляд из
сегодняшнего дня в те беспечные семидесятые, когда музыка была другая, и моды
были другими, и только люди были точно такими же, и чувства их, и отношения к
этим чувствам.
Алана (25) и Гэри (15), очевидно, влюбляются друг в друга с первого
взгляда. Бывает, как оказывается, и такое. Хотя Алана в исполнении Аланы Хаим,
солистки соответствующей группы, и не выглядит на 25 (но тут я посмотрел в
Википедии и удостоверился, что ей 30), а Гэри (Купер Хоффман, сын Филипа
Сеймура Хоффмана, между прочим) не выглядит на 15 (хоть тут угадал, ему 19), да
и общаются они на одном уровне, сюжет, тем не менее, сильно завязан на этом
конфликте, на большой разнице в возрасте и на стремлении Аланы убежать от себя.
То есть, Гэри для неё как будто маленький для того, чтобы крутить с ним
роман, но вполне взрослый, для того, чтобы помогать ей пробиваться в актёрском
мире Голливуда, чтобы на него работать и чтобы обижаться, увидев, как он
неумело целуется с какой-то случайной барышней.
Весь фильм Алана и Гэри танцуют какой-то одним им понятный танец, то
сближаясь друг с другом, то вновь друг от друга отдаляясь, ведя все свои
замысловатые движения к заранее известному финалу. Но надо сказать, что эта
заблаговременность фильм не портит. Да, с самого начала понятно, чем всё
кончится – просто по настрою – но в лучших фильмах главное же не «чем», а
«как». Как они к этому придут, как это будет снято, какой момент послужит
триггером, под какой, наконец, саундтрек они неуклюже побегут навстречу друг
другу, осознав неизбежность, неотвратимость, невозможность того, чтобы было
как-нибудь по-другому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий