А потом он включил камеру и достал винтовку
(«Нитрам», реж. Джастин Курзель, Австралия, 101 мин.)
Меня всегда интересовали фильмы про маньяков и шутеров. Всегда хотелось
понять, как тот или иной режиссёр представляет превращение. Потому что,
во-первых, к сожалению, нельзя залезть в мозг такого человека самостоятельно и
получить представление о том, что там происходит на самом деле. Так что судить
об этих превращениях – а это, ей-богу, в данном случае самое интересное – мы можем
только по версиям конкретных режиссёров и сценаристов.
Фильм австралийского режиссёра Джастина Курзеля «Нитрам» основан на
реальных событиях – массовой стрельбе в городке Порт-Артур в Тасмании в апреле 1996
года. Это самая крупная по количеству жертв бойня на территории Австралии,
устроенная одиночкой. Погибли тогда 36 человек.
Фильм «Нитрам» (это «Мартин» наоборот, так, по версии режиссёра, дразнили в школе учинившего бойню Мартина Брайанта) концентрируется на том, как он дошёл до
жизни такой. А это как раз всегда самое интересное. В «Нитраме» всё показано
достаточно подробно и понятно. Мартин и изначально не был особенно одарённым и
социально вовлечённым молодым человеком, а когда он потерял своего
единственного друга, бывшую актрису и певицу Хелен, тоже мягко говоря не самую
обычную даму, дела совсем разладились.
Нитрам одинок, и из этого одиночества у него нет выхода. Он пытается
общаться с миром через деньги, которые завещает ему Хелен, но и это не приносит
искомого результата, тем более, что, если спросить у него, думаю, он не смог бы
объяснить вопрошающим, к чему именно стремится. Хочет ли он, как многие
подобные шутеры, просто любви и внимания, получение которых трансформируется у
него в голове подобным образом? Бог весть. В конце концов, Нитрам, как мы видим
в течение фильма, по большому счёту, не умеет ничего делать. У него
последовательно не получается: заниматься сёрфингом, стричь газоны, водить
машину, общаться с девушками, заниматься тем, что он называет «бизнесом». Он
умеет хорошо стрелять, это да. И это умение по ходу фильма возрастает.
Любое ли одиночество ведёт к жажде убивать? Надеюсь, что всё-таки нет, хотя
текущие события косвенно подтверждают эту версию Джастина Курзеля. Нитрам,
конечно, не запирается в бункере в отчаянном страхе заразиться – до коронавируса
там у них ещё больше двадцати лет, да и нет в нём осознанного желания уйти от
людей. Скорее, наоборот, он всё пытается к ним пробиться, самыми разными
путями, но они его не признают, не принимают, отталкивают. И их тут тоже можно
понять, кому охота общаться с крайне странным, крайне замкнутым и склонным к
припадкам ярости молодым человеком, который к тому же не сильно этим самым
навыком общения владеет? Так что получается такой замкнутый круг. Общаться ему
не с кем, от этого его навыки общения, если они и были, становятся всё хуже, в
результате при очередной отчаянной попытке пойти с кем-то на контакт (а Нитрам
всё-таки до какого-то момента более-менее регулярно это делать пытается) всё
получается с каждым разом только хуже и хуже.
И тогда он идёт в кафе, овеянное последним, видимо, для него приятным
воспоминанием, там они с его родителями и Хелен не так давно, когда ещё все
были живы, отмечали его день рождения. И тогда он покупает сок и фруктовый
салат, съедает салат и выпивает сок. И тогда он включает и ставит на стол
видеокамеру и достаёт из сумки первую винтовку. И тогда он начинает стрелять.
Потому что если вы не хотите с ним общаться по вашим правилам, он будет
общаться с вами по своим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий