пятница, 31 мая 2019 г.

Gold on my wrist


Gold on my wrist
(«Юморист», реж. Михаил Идов, Россия-Чехия-Латвия, 100 мин.)

П.И.Филимонов

Фильм Михаила Идова «Юморист» - из числа тех фильмов, о которых много говорят. Он, во-первых, вписывается в модную российскую тенденцию последних лет – снимать кино про недавнюю советскую действительность, в данном случае, конкретно самый затхлый период позднейшего существования империи, недолгий период правления паралитичного Константина Черненко. Нарыв вот-вот прорвёт, и вонь, собственно, уже ощущается в воздухе. В фильме, надо отдать ему должное, отчасти тоже. С другой стороны, «Юморист» эту самую модную тенденцию некоторым образом переворачивает, потому что не говорит о той эпохе в комплиментарном ключе.
«Юморист» - добротное кино. Не могу подобрать другой эпитет. Добротное, в какой-то степени предсказуемое, и, наверное, по большому счёту, не очень заслуживающее той шумихи, которую вокруг него подняли. Хотя поднятие этой шумихи вполне объяснимо, и объясняется оно, главным, если не единственным образом, причинами политическими, как мне кажется. Именно тем, что Михаил Идов не побоялся пойти против течения, против того засасывающего нынче болотного (и, увы, исключительно в нарицательном смысле слова) российского мейнстрима с понятно какой главной геополитической катастрофой двадцатого века, с законом об оскорблении власти и началом его применения, со всеми теми происходящими в российской культурной жизни процессами, которые даже отсюда, со стороны, кажутся забавными только местами, местами же ужасают и заставляют думать о том, что если это ещё явно не конец, а что-то близкое к началу, то что же будет потом, в конце?



С другой стороны, а чего Идову бояться-то? Он в той стране не живёт, домашний арест ему не грозит, дефицитный «новичок» на него тоже, скорее всего, тратить не будут – не того масштаба фигура, всё-таки. И тем не менее, большая часть хайпа вокруг «Юмориста» - это всё-таки дань околокиношным процессам. Почему-то кажется, что, если бы кинематограф в одной отдельно взятой стране развивался свободно, без щенячьей оглядки на сахарный кремль и литераторствующее министерство культуры, шума вокруг этого фильма было бы значительно меньше.
Ну, потому что это довольно архетипичный сюжет, довольно архетипично снятый, без особенных находок и без проблесков чего-то большего, способного вывести эту простую историю за ею же самой для себя установленные рамки. Историю взбунтовавшегося шута. Или, если хотите – как раз историю рамок. Из многочисленных литературных источников, начиная ещё с Шекспира, нам известно, что шутам всегда позволялось больше, чем простым смертным, но и для них существовали какие-то пределы, которых они либо не переступали, либо, если уж переступали, были готовы к тому, что тут уж с ними перестанут цацкаться  и крепкой рукой схватят за тестикулы, как самого обычного обывателя. «Юморист»  - про ту пору, когда эти рамки и эти пределы были уже сравнительно широки, позволялось достаточно многое, но они всё равно были. И выйти за них можно было при наличии либо значительной личной смелости, либо при совокупности сложившихся обстоятельств. С Борисом Аркадьевым, героем фильма, произошло, скорее, второе. Бывает так, что человек, например, просто идёт, спотыкается и падает грудью на вражескую амбразуру, а уже постфактум ему приписывают некий хрестоматийный подвиг. Бывает и так, что уровень ощущения «достало» перевешивает в том числе и инстинкт самосохранения и благосостояния. Но эту историю артист Фейс уложил в три минуты лучше и сконцентрированнее, чем  режиссёр Михаил Идов  - в 100.
Одно из главных мест, оставляющих вопросы к фильму «Юморист» - это, собственно, качество юмора. Исходя из той пары монологов, которую можно услышать в исполнении Аркадьева, совершенно непонятно, на чём он заработал свой звёздный статус и был обласкан как народной любовью, так и властями. От этого и вся история провисает. Шут, для того, чтобы погибнуть трагическою смертью, должен для начала при жизни быть действительно смешным.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий