Через тернии к
(«Высшее общество», Франция-Великобритания-Германия-США-Польша,
реж. Клер Дени, 113 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм французского режиссёра Клер Дени «Высшее общество» удивительно
напоминает советскую кинофантастику семидесятых – всех этих «Отроков во
вселенной», «Москву – Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Напоминает тем,
что создатели фильма то ли не заморачиваются, то ли попросту не имеют денег на
спецэффекты, поэтому для создания ощущения полёта в космосе просто снимают людей
в замкнутом пространстве (космического корабля), одевают в одинаковую форменную
одежду ( в нашем случае ещё и тюремные, видимо, робы) и периодически показывают
контрольную панель какого-нибудь допотопного компьютера со светящимися зелёными
лампочками и жёлтыми стрелочками. Антураж не важен, важно содержание. И они в
основном летят, как и в советских фильмах персонажи редко куда-то прилетали, то
есть, конечно, прилетали, но уже либо в самом конце своей эпопеи, либо эти
прилётные сцены удавались создателям хуже всего. Добавляем немного электронной
музыки первого поколения – и эффект сходства поразителен.
Группа заключённых получает шанс провести остаток своих дней не в тюрьме, а
на космическом корабле, направляющемся к чёрной дыре в поисках альтернативной
ли энергии, как сказано в аннотации, смысла ли существования, земли ли
обетованной – чего-то из этого. Кроме заключённых, на корабле присутствует
только женщина-врач в исполнении Жюльетт Бинош, которая, впрочем, потом тоже
вроде бы как оказывается одной из них. Ограничения свободы, которым заключённые
подвергаются на корабле, заключаются во-первых, в том, что на ночь их
привязывают к кроватям (резонный вопрос, кто это делает, создателями фильма
игнорируется в зародыше, видимо, все друг друга по очереди, а последнего - Бинош) и плюс им запрещены
сексуальные контакты. Зато всячески поощряется мастурбация в специально для
этого отведённом помещении, которое каждый раз, когда в нём закрывается один из
астронавтов, начинает символически сочиться какой-то белой, похожей на молоко, жидкостью. Эта самая врач Бинош (та ещё сучка, доложу я вам) тщательно собирает сперму у всех мужчин и внедряет её
в женщин корабля в надежде, видимо, вырастить нового человека, зачатого на орбите.
Для чего ей это, нам, снова, не сообщается. Аналогия с советскими фильмами
продолжается, там с мотивациями поступков персонажей тоже случались проблемы.
Ясное дело, люди, насильственным путём лишённые одной из немногих доступных
им радостей жизни, рано или поздно взбунтуются. Что они и делают –
взбунтовываются – и конец разразившегося бунта ужасен. В стороне от бунта, что
опять же, видимо, характерно, остаётся только главгерой в исполнении Роберта
Паттинсона, давший себе негласный обет воздержания даже от мастурбации. В конце
герои – не все из них, что уж тут темнить, далеко не все, всё-таки долетают до
чёрной дыры и – подобно советским фильмам – ныряют прямо в неё и в открытый
финал.
О чём нам хочет сказать режиссёр фильма Клер Дени? Возможно, о том, что мир
спасёт целибат. Хотя с этим есть некоторая натяжечка, у Паттинсона там как раз
и рождается дочь, но он в этом, по большому счёту, не виноват.
Возможно, о том, что люди как были животными, так животными и останутся до
конца времён, за исключением опять-таки принявших целибат (монахов? Это религиозный
фильм?).
А возможно, она всего лишь хотела открыть нам ещё одну грань таланта Паттинсона.
Он, оказывается, поёт. И как поёт. Последние пять минут фильма затмевают по
впечатлению предыдущие 110 его минут. Так тоже бывает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий