И все такие хорошие
(«В хороших руках», реж. Жанна
Херри, Франция-Бельгия, 107 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм французского режиссёра Жанны Херри – пошаговая инструкция по
усыновлению детей, от которых отказались родители. С технической точки зрения
узнаёшь много нового. Оказывается, всё совсем не так просто, как может
показаться на первый взгляд. То, что отказавшейся от ребёнка матери дают
какое-то время на подумать, на вдруг она решит всё-таки сдать назад и забрать
ребёнка, понятно и объяснимо. Но, как выяснилось, между отказом матери и
официальным усыновлением, вот в этот переходный период, когда мать может ещё
передумать, ребёнок живёт в так называемой переходной семье, у так называемых
патронажных родителей – которые заботятся и ухаживают за ним ровно два месяца,
с тем, чтобы потом никогда его больше не видеть – после передачи младенца уже
постоянной матери им запрещено звонить и какими бы то ни было другими способами
пытаться выходить на связь. И это патронажные родители получают за свою работу
деньги. По крайней мере, так оно всё устроено во Франции.
Кроме того, родная мать даёт ребёнку имя, а приёмная мать потом имеет
полное право его переназвать. Было бы прикольно, например, прожить всю жизнь с
именем «Владимир», а потом узнать, что при рождении тебя назвали вовсе даже «Нурмухамет».
Сторонникам различных нумерологических и прочих теорий есть над чем подумать. С
другой стороны, в некоторых индейских, кажется, племенах есть практика
присваивания ребёнку нескольких имён – одного для общего пользования, и ещё как
минимум одного тайного, узнать которое равносильно захвату души этого самого
ребёнка. В этом смысле фильм Жанны Херри косвенно показывает, что в
антропологическом смысле действительно нет ни эллина, ни иудея.
Ну и всё, пожалуй. Все эти процессы показаны в фильме подробно, поэтапно и с
большим вниманием к деталям. Конфликтов в фильме нет от слова "совсем".
Параллельные истории намечены еле заметными пунктирными штрихами, стремящимися
к самоистиранию. Все персонажи – хорошие, правильные и сердечные. Ну да, есть
эпизодический ребёнок, который не может сосуществовать в одном пространстве со
своим – вроде бы – родным братом. Есть эпизодический работник социальной
службы, поверхностно относящийся к своим обязанностям и не слишком
выслушивающий клиентов. Это максимум.
Все же основные персонажи фильма – сердечные, понимающие и отдающиеся делу
душой люди. Есть некоторые вопросы к матери, бросающей новорождённого
Тео-Матье, но и её можно понять, режиссёр вовсе не изображает её бессердечной
мегерой, бесчувственной скотиной, в конце концов, она честно заявляет о том,
что просто не готова к воспитанию детей прямо сейчас. Это же не значит, что в
будущем она неспособна вырасти в прекрасную яжемать какого-нибудь
очаровательного карапуза-тугосери. А пока о Тео-Матье позаботятся
соответствующие службы и все эти прекрасные люди, составляющие их персонал. Всё
у него будет бесконечно хорошо, несмотря на лёгкую сердечную недостаточность,
потому что все люди, окружающие его заботой и вниманием, без исключения до
одного прекрасны, душевны и высоко – в этом смысле – моральны. Местами фильм
напоминает наиболее характерные произведения в жанре социалистического
реализма, а местами – какую-нибудь медовую пахлаву, приготовленную не очень умелым,
но добросовестным поваром. Ему сказали «это сладкое блюдо», и он воспринял эти
слова как руководство к действию. Фильм Жанны Херри не просто сладкий, он
местами вязнет в зубах и сводит скулы. До такой степени, что в какой-то момент
закрадывается мысль, а не фича ли это. И пусть оно так и будет, мы же тоже
хорошие, и ко всем относимся как? Правильно – хо-ро-шо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий