среда, 29 мая 2019 г.

И все такие хорошие


И все такие хорошие
(«В хороших руках», реж. Жанна Херри, Франция-Бельгия, 107 мин.)

П.И.Филимонов

Фильм французского режиссёра Жанны Херри – пошаговая инструкция по усыновлению детей, от которых отказались родители. С технической точки зрения узнаёшь много нового. Оказывается, всё совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. То, что отказавшейся от ребёнка матери дают какое-то время на подумать, на вдруг она решит всё-таки сдать назад и забрать ребёнка, понятно и объяснимо. Но, как выяснилось, между отказом матери и официальным усыновлением, вот в этот переходный период, когда мать может ещё передумать, ребёнок живёт в так называемой переходной семье, у так называемых патронажных родителей – которые заботятся и ухаживают за ним ровно два месяца, с тем, чтобы потом никогда его больше не видеть – после передачи младенца уже постоянной матери им запрещено звонить и какими бы то ни было другими способами пытаться выходить на связь. И это патронажные родители получают за свою работу деньги. По крайней мере, так оно всё устроено во Франции.



Кроме того, родная мать даёт ребёнку имя, а приёмная мать потом имеет полное право его переназвать. Было бы прикольно, например, прожить всю жизнь с именем «Владимир», а потом узнать, что при рождении тебя назвали вовсе даже «Нурмухамет». Сторонникам различных нумерологических и прочих теорий есть над чем подумать. С другой стороны, в некоторых индейских, кажется, племенах есть практика присваивания ребёнку нескольких имён – одного для общего пользования, и ещё как минимум одного тайного, узнать которое равносильно захвату души этого самого ребёнка. В этом смысле фильм Жанны Херри косвенно показывает, что в антропологическом смысле действительно нет ни эллина, ни иудея.
Ну и всё, пожалуй. Все эти процессы показаны в фильме подробно, поэтапно и с большим вниманием к деталям. Конфликтов в фильме нет от слова "совсем". Параллельные истории намечены еле заметными пунктирными штрихами, стремящимися к самоистиранию. Все персонажи – хорошие, правильные и сердечные. Ну да, есть эпизодический ребёнок, который не может сосуществовать в одном пространстве со своим – вроде бы – родным братом. Есть эпизодический работник социальной службы, поверхностно относящийся к своим обязанностям и не слишком выслушивающий клиентов. Это максимум. 
Все же основные персонажи фильма – сердечные, понимающие и отдающиеся делу душой люди. Есть некоторые вопросы к матери, бросающей новорождённого Тео-Матье, но и её можно понять, режиссёр вовсе не изображает её бессердечной мегерой, бесчувственной скотиной, в конце концов, она честно заявляет о том, что просто не готова к воспитанию детей прямо сейчас. Это же не значит, что в будущем она неспособна вырасти в прекрасную яжемать какого-нибудь очаровательного карапуза-тугосери. А пока о Тео-Матье позаботятся соответствующие службы и все эти прекрасные люди, составляющие их персонал. Всё у него будет бесконечно хорошо, несмотря на лёгкую сердечную недостаточность, потому что все люди, окружающие его заботой и вниманием, без исключения до одного прекрасны, душевны и высоко – в этом смысле – моральны. Местами фильм напоминает наиболее характерные произведения в жанре социалистического реализма, а местами – какую-нибудь медовую пахлаву, приготовленную не очень умелым, но добросовестным поваром. Ему сказали «это сладкое блюдо», и он воспринял эти слова как руководство к действию. Фильм Жанны Херри не просто сладкий, он местами вязнет в зубах и сводит скулы. До такой степени, что в какой-то момент закрадывается мысль, а не фича ли это. И пусть оно так и будет, мы же тоже хорошие, и ко всем относимся как? Правильно – хо-ро-шо!
  






Комментариев нет:

Отправить комментарий