Труд и капитал
(«Простите за беспокойство», реж.
Бутс Райли, США, 113 мин.)
П.И.Филимонов
Если не знать, что «Простите за беспокойство» - первый фильм Бутса Райли,
то ничего от этого, с одной стороны, не теряется, а с другой, об этом можно
догадаться. По каким-то маленьким, но важным моментам, по какой-то где-то
местами непроработанности, по каким-то где-то шероховатостям, по каким-то
иногда местами пробуксовываниям в целом плавно развивающейся истории.
Если не знать, что по своему основному роду деятельности Бутс Райли –
рэпер, ничего от этого не теряется. С другой стороны, если знать, это достаточно
многое объясняет. Дело даже не в том, что, по сути, мы здесь имеем дело с более-менее
типичным образцом чёрного кинематографа, когда единственная значительная роль,
исполняемая белым актёром – это роль главного злодея этого фильма, злодея
запредельно циничного и неисправимого. Тематика уж очень какая-то рэперская, да
и философия местами тоже.
Молодой, неясно чем зарабатывающий на жизнь человек Кассиус Грин (друзья
называют его «Кэш», и с этой символикой сразу становится всё понятно),
устраивается на работу в фирму, занимающуюся продажами по телефону. Одновременно
он, его друзья и его бунтарская девушка-художница по имени Детройт, пытаются бороться
с системой, организуют антикапиталистические пикеты, борьбу за права трудового
народа, и против общей несправедливости жизни. На работе Кэшу говорят, что
преуспеть в своих продажах он сможет в том случае, если будет использовать так
называемый «белый голос». Он довольно быстро разбирается, что к чему, и начинает
преуспевать. Его продвигают по служебной лестнице, какое-то время он умудряется
совмещать мир труда и мир капитала, но потом приходится выбирать. Вдобавок Бутс
Райли добавляет ещё и фантастический ингредиент в свою социальную драму.
Компания, в которой работает Кэш, заключает контракт с другой компанией,
занимающейся поставками эквисапиенсов, гибридов людей и лошадей, гораздо более
работящих и менее требовательных, чем обыкновенные люди.
Кэшу приходится делать выбор между жизнью бунтаря-бессребреника и статусом
богатого суперменеджера.
И вот тут как раз и важно, что фильм снял рэпер. Потому что для него выход
из этой ситуации, видимо, может быть только один. Бро, йоу, законы дружбы на
районе и романтический флёр предместий.
Но в общем, можно сказать, что, несмотря на то, что всё чёрное кино
неуловимо напоминает любой фильм Спайка Ли с любого места, для первого опыта достаточно неплохо. Эти самые эквисапиенсы привносят необходимый элемент абсурда
и ненормальности, без которого всё свелось бы к очередной, тысячу раз виденной
вариации на тему борьбы честного труда и бесчестного капитала. А так всё
достаточно свежо, такой Свифт наоборот, лошади присоединяются к человеку в его
борьбе и отчасти обретают в ней, как положено, право своё.
Достаточно характерно, что такой, пролетарский, по сути, фильм, снял
представитель рэп-тусовки, того этно-культурного слоя, которому с лёгкостью
неимоверной удалось совместить сердитость трудового народа с круглыми
гонорарами мира жёлтого дьявола. И ничего им, и норм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий